Религия и изотерика.

Религия и изотерика.

Ограниченному уму при поверхностном взгляде кажется, что религии религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признаётся добродетелью, в другой может считаться грехом.
Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе.
Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями могут показаться прямо противоположными, и таких примеров можно привести сотни.

Изотерика

Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как "устроена" каждая из них. Любая религия имеет а) культ и б) особое мировоззрение. Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении - это представления о сверхъестественном, нематериальном мире.
Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена троена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг.
И человек должен учитывать это, соотнося своё поведение с определёнными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.
Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.
Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - всё это укрепляло веру и помогало поклонению.

Однако всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приёмам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чём говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя бразуя целые школы.
Итак, каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое - хорошо известное и массовое - внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ.
Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвящённых - внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика (от греч. "eso'terikos" - "внутренний", "скрытый"), позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.
Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч. "mystikos" - "таинственный").

Мистика - это расширение границ своего восприятия за пределы материального мира. Мистику удаётся напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени.

Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют собой живую традицию. Такие школы были или есть в джайнизме (дигамбары), в индуизме (многие школы индуистской тантры и йоги), в бон (юнгдрунг бон), в буддизме (ваджраяна, дзогчен), в даосизме ("внутренняя" алхимия, некоторые школы цигун), в иудаизме (хасидизм, каббала), в христианстве (в православии - исихазм; в католичестве - последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе (многие суфийские ордена), в вуду, в коренных традициях американских индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г. И. Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции.
Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. А вот большинство представителей традиционной религиозности весьма негативно относятся к эзотерике, совершенно не понимая её и поэтому считая вредной ересью. Они правы: ведь их заботят не поиски совершенства, а "защита веры".
Такие "религиозные деятели" превращают свои религии в социальные организации, агрессивно борющиеся за власть над умами и базирующиеся на мёртвых догмах. Будучи живыми словами в устах своих основателей, первоначальные идеи почти всегда быстро умервщлялись их последователями, начисто лишёнными харизмы и потому озабоченными распространением "истинной тинной веры" и созданием соответствующих социальных институтов. Поэтому ни один яркий мастер не умещался в рамках существовавших в его время традиций (т. к. они были уже мертвы), а создавал новую, в свою очередь благополучно умертвлённую его "последователями".

Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с чёрной магией, однако ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далёком прошлом, рассказы о невидимых странах и т. п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне "белого" и "чёрного" начал. Такие теории обычно приводят человека к поискам тёмных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно, относят к представителям "светлых" сил).
Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. "mesos" - "средний"), т. е. срединным учением между обычными знаниями - экзотерикой (от греч. "exo'terikos" - "внешний") и эзотерикой. Ведь если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нём. Так возникла мезотерика. Домашнее задание: назвать школы и наиболее видных представителей мезотерики (пользоваться признаками, которые изложены в первых трёх предложениях данного абзаца).
Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя - внешний (обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя каждой религии (в идеальной "здоровой" религии) дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие лубокие мистические переживания. Однако одной из задач эзотерических практик является научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных состояний.
Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а её внутреннюю (эзотерическую) часть - с душой. Сама же эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится под водой и скрыта от взора непосвящённых.

Что такое теософия?

Изучение любого предмета начинается со знакомства с ним. Кем себя считают теософы? На что претендуют? Насколько основательны их претензии? Итак, что же такое теософия с точки зрения самих теософов? «Теософия — это Божественное Знание или Наука… Это "Божественная Мудрость", Teosophia (Теософия) или мудрость богов, как Teogonia (теогония) — родословие богов. Слово Teos по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги».

Согласно утверждениям теософии, каждый человек может быть ее членом, невзирая на свои религиозные, политические или иные пристрастия: «Теософом сделаться не трудно. Всякий человек со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму, не эгоист, ведущий чистую жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем получать помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других, любящий Истину, Добро, и Мудрость ради них самих, а не ради предоставляемой ими пользы, есть теософ»; «…мы не придерживаемся никакой религии, как и философии — мы отбираем то хорошее, что находим в каждой. Но здесь, опять же, нужно констатировать, что подобно всем другим древним системам, теософия подразделяется на экзотерическую и эзотерическую».

Однако, несмотря на утверждения самих теософов о том, что они не придерживаются никакой религии, это не мешает им считать, что они проповедуют «суть всех религий». Логика таких утверждений сомнительна. Предположим, художник написал идеальную картину, перестает ли она быть картиной, несмотря на то, что все остальные картины, возможно, несовершенны? «Но теософия, как вы говорите, не является религией? … Конечно, нет, ибо она — суть всех религий и абсолютной истины, одна капля которой является основой каждого вероучения ».

Е.П.Блаватской, основательнице теософии, были свойственны, как преувеличения, так и безосновательные утверждения, поэтому вышеприведенная цитата представляет собой заявление, сделанное вполне в ее духе. Какое определение можно дать теософии? «Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной»; «… что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е.П.Блаватская однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а следовательно — изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые, исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах».

Итак, как полагают сами теософы, теософия есть «наука» или, выражаясь точнее, «эзотерическая наука», которая изучает «действие вселенского ума» . Попытаемся разобраться, насколько основательны претензии теософов на научность. Для начала посмотрим, что в современном обществе принято называть наукой: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире…Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности… Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от других способов познания, в частности от искусства… Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент …».

Наука отличается как от искусства, так и от религии, главное ее отличие состоит в экспериментальной проверяемости любой выдвигаемой теории. Целью науки является «выработка объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире». А какие цели ставят перед собою теософы? «Каковы цели "Теософического Общества"? … Их три, и такими они были с самого начала. 1. Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета кожи или вероисповедания. 2. Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, а именно, принадлежащих к браманистской, буддийской и зороастрийской философиям. 3. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке. Вот в общих чертах три основные цели Теософического Общества»; «Что было целью этой системы?... Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом — "Нет религии выше истины". Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах».

Итак, первая цель: «образование ядра Всеобщего Братства Человечества» - является не научной, а политической задачей. Вторая: «способствование изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук», - казалось бы, достойная цель, со значимостью которой никто спорить не будет. Но вот стремление «отстаивать важность значения древних азиатских источников, а именно, принадлежащих к браманистской, буддийской и зороастрийской философиям» представляет собой лоббирование интересов и опять относится к области политики. Третья цель: стремление исследовать «скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке», не может считаться научной, так как наука не занимается исследованием духовных способностей, это область религии. Что же касается идеи «примирения всех религий, сект и наций», это опять же скорее политическая деятельность, но явно не сфера деятельности науки. Как видим, задачи, которые ставит перед собой теософия, к науке имеют мало отношения. Наука как форма познания окружающего мира базируется на рациональном мышлении, признает законы логики, а «…оккультизм, то есть изучение и развитие духовной природы, должен полностью превзойти интеллектуальное развитие»; «Можно ли достичь "тайной мудрости" просто путём изучения? Энциклопедии определяют теософию почти так же, как и словарь Вебстера, а именно, как "предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последующее достижение сверхчеловеческого знания физическими средствами и химическими процессами". Это так? … Думаю, что нет. Да и никакой лексикограф не объяснит, ни себе, ни другим, как это сверхчеловеческое знание может быть достигнуто физическими или химическими процессами. Если бы Вебстер написал "метафизическими и алхимическими процессами", определение было бы приблизительно верным; в приведённом же виде оно абсурдно. Древние теософы утверждали — и это же говорят современные — что бесконечное не может быть познано конечным — то есть воспринято конечным существом — но что божественная суть может быть передана высшему Духовному Я в экстатическом состоянии. Это состояние, в отличие от гипнотического, вряд ли достижимо "физическими и химическими средствами"».

Как видно из вышеприведенных цитат, научный и теософский способы познания значительно отличаются друг от друга. Если наука базируется на рациональном мышлении, логике и эксперименте, то теософия - на том положении, что «божественная суть может быть передана высшему Духовному Я в экстатическом состоянии», т.е. на мистических откровениях, получаемых в экстазе. То, что между академической наукой и теософией есть разница, признают и сами теософы: «Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления». Данное заявление также невозможно проверить научными методами, по крайней мере, в их классическом понимании. Какова природа тех сил, с которыми теософы сотрудничают? Это вопрос религиозного опыта и его мировоззренческого осмысления в рамках той философской или религиозной системы. Наука познает окружающий нас мир, опираясь на эксперимент и его рациональное осмысление, теософия провозглашает религиозные по своей сути идеи, которые имеют своим источником «экстатическое озарение»: «Целью искателя духовной мудрости является восхождение на более высокий план бытия; он должен стать новым человеком, во всех отношениях более совершенным, нежели в настоящий момент…».

Наука работает с относительными истинами. Любая ее теория истинна, пока не доказано обратное. Это кстати является одной из причин того, что наука никогда не может выступать как антитеза религии. Абсолютные истины – это область религии! «Скажите мне, каким, по-вашему, будет будущее теософии? … Если вы имеете в виду теософию, то я отвечу, что, как она существовала вечно на протяжении бесконечных циклов прошлого, так и будет существовать всегда в беспредельности будущего, поскольку теософия — это синоним ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ».

На наш взгляд, «научность» теософии очень хорошо демонстрирует главный труд Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина»: «Архаический манускрипт – коллекция пальмовых листов, приведенных особым неизвестным науке, способом в состояние непроницаемости для воды, огня и воздуха – лежит перед глазами пишущей эти строки (Е.П.Блаватской. – В.П.)… книга эта была написана на Сензарском языке – тайном священном языке – со слов Божественных Существ…часть эзотерических доктрин основана на Станцах, являющихся рекордами народа, неизвестного этнологи». Что интересного об этом «манускрипте», на основании которого, по уверениям Е.П.Блаватской, ею была написана «Тайная Доктрина», может сказать сама Е.П.Блаватская? Некая книга, называемая Дзиан (или Дзан), которая не известна, по признанию самой Е.П. Блаватской, современным ей филологам, (и тем более - современным нам). О содержании книги Дзиан Е.П.Блаватская пишет: «Как могут быть проверены утверждения заключенные в них?... главный труд, откуда взяты Станцы, не имеется в европейских библиотеках… совершенно не известна нашим филологам…».

В общем, делая выводы, можно сказать: по утверждениям Е.П.Блаватской, существует некая книга, которую никто, кроме Е.П. Блаватской, не видел. Написана эта книга на тайном языке, причем теософы до сих пор не предоставили общественности ни одного документа, который был бы на нем написан. Народ, создавший эти доктрины, так же ученым не известен. По мнению Е.П.Блаватской, отсюда необходимо сделать следующий вывод: ученые с радостью должны принять изложение содержания неведомого манускрипта в «Тайной Доктрине», отречься от всех принципов современной науки и стать теософами.

Какие аргументы приводит Е.П.Блаватская в защиту «Тайной Доктрины»? Она рассуждает о том, почему нужно сохранять от «непосвященных эзотерические знания», доказывает, что ее будут преследовать за публикацию данного труда, клеймит позором «невежд » - востоковедов и т.д. Как видим, Е.П.Блаватская приводит чрезвычайно «весомые» аргументы в подтверждение истинности учения, изложенного ею в «Тайной Доктрине». Впрочем, по словам Е.П. Блаватской, отсутствие возможности познакомиться современным ученым с книгой Дзиан представляет собой «…большой ущерб для них (ученых. – В.П.), кто следует в своих изысканиях предписанным методам официальной науки, но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов это не имеет большого значения (выделено нами. - В.П.)».

Фактически, это откровенное признание, что методы научного познания для учеников Е.П.Блаватской необязательны! Несмотря на все заверения в своей научности, вся теософия построена на вере, вере в «махатм» и в то, что Блаватская была их «апостолом».

Имеет ли теософия хоть какое-то отношение к традиционным религиям? На этот вопрос очень хорошо ответила сама Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине»: «…учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству…» .

Мы приходим к следующему выводу: теософия – это мистическое учение, не имеющее никакого отношения ни к науке, ни к религии. Как же ее классифицировать? Ее можно классифицировать как оккультный мистицизм. Что такое оккультный мистицизм? Это учение о том, как проникнуть в закрытый от человека «потусторонний» мир с целью познания его тайн, а также скрытых в нем сил, как в личных целях, так и исходя из стремления к «общему благу» в его теософском понимании!

« Нужно ли знать про свои прошлые дни рождения. | Аура. Все об ауре. Видение ауры. »

Здесь может быть Ваша реклама!