Рекомендуемая тибетцами диета при заболеваниях.

Рекомендуемая тибетцами диета при заболеваниях.

Человеку с преобладанием желчи тибетские врачи рекомендуют пить свежетопленое очищенное масло, с преобладанием слизи - старое топленое очищенное масло, а с преобладанием ветра - кунжутное масло. Это будет поддерживать внутреннюю теплоту тканей тела и очищать полости и пустоты тела, не позволяя скапливаться в них лимфе и т.д., укрепит составляющие тела, прибавит силы, обеспечит хороший цвет тела, упрочит чувства, предотвратит преждевременное старение и поможет прожить до 100 лет.

Зелень. Одуванчик, латук и т.д. обладают горьким вкусом. Они все могут расти в сухих местах и в сырых, употребляться в сушеном виде и в свежем, приготовленными с другой пищей и сырыми; первые теплые и легкие, а вторые холодные и тяжелые, почему первые устраняют болезни холода, а вторые - жара.

Лук и чеснок обладают жгучим [острым] вкусом, улучшают сон, аппетит, устраняют расстройства слизи и ветра. Белый чеснок тяжел и холоден, устраняет болезни, вызванные микроорганизмами, способствуют лечению болезней жара, расстройств ветра.

Горный чеснок труден для переваривания, тяжел, улучшает аппетит.

Молодая белая редька, собранная до середины июля, легка и тепла, она повышает пищеварительный огонь и устраняет расстройства трех виновников. Зрелая белая редька, выросшая в холодном месте, тяжела и холодна, порождает слизь.

Сходным действием обладает репа, она также защищает организм от болезней, вызываемых ядами.

Корневища ревеня, имеющего стебли, и красноватые листья ревеня, лишенного стеблей, изгоняют слизь и улучшают аппетит. Первое обладает сладким и кислым вкусом, вторые - сладким и вяжущим.

Все виды зелени сужают каналы и ухудшают действие лекарств, поэтому человеку, принимающему лекарства, рекомендуется не принимать в пищу зелень.

Приготовление пищи. Описывается четыре вида приготовления риса: жидкий рисовый суп, не жидкий и не густой, густой и каша. Первый легкий и легкоперевариваемый, каждый последующий тяжелее предыдущего. Жидкий рисовый суп утоляет жажду, уравновешивает виновников, снимает истощение, уравновешивает составляющие тела, порождает теплоту, делает гибкими стенки каналов. Не жидкий и не густой суп порождает теплоту, утоляет голод и жажду, восстанавливает ослабленных, устраняет последствия болезней, выводит нечистоты, задерживаемые газами кишечника. Густой рисовый суп прекращает поносы, порождает аппетит, устраняет болезненную жажду. Рекомендуется больным дизентерией для восстановления сил и прекращения болезни. Рис, сваренный с мясом или на молоке (в виде каши), становится тяжелым. Сваренный на воде легок и легкоперевариваем. Поджаренный рис (промытый, высушенный, поджаренный в небольшом количестве масла, слегка хрустящий) останавливает понос и способствует сращиванию сломанных костей.

Суп из незрелого зерна вызывает запоры и подавляет пищеварительную теплоту, он очень вреден. Прокаленное зерно в виде муки крупного помола хорошо в супе - оно легкое, мягкое, теплое, легко перевариваемое и приятное на вкус.

Ячменную муку крупного помола (цзамбу) в Тибете готовят следующим образом. Зерна ячменя промывают водою, высушивают на солнце с целью сохранения влаги внутри зерен, прокаливают, перемешав его в одной посудине с горячим песком, отделяют зерно от песка, очищают от шелухи, провеивают. Холодная цзамба тяжела, порождает телесные силы. После приготовления она легкая и мягкая, легко переваривается. Обычно ее добавляют в суп, в чай, едят в смеси с жиром и солью или с маслом и сахаром.

Несвежей приготовленная пища считается по прошествии суток, даже если она хранится в холодильнике. Она угнетает огненную теплоту желудка, так как приобретает силу холода. Замороженные сырые продукты не изменяют своих свойств, замороженные после приготовления изменяют их. Мясо, пролежавшее замороженным даже несколько месяцев, становится лишь несколько теплее по действию, но не портится и не принесет вреда.

Ячменное тибетское пиво устраняет расстройства ветра и повышает внутреннюю теплоту, пищеварительный огонь. Старое пиво улучшает аппетит и устраняет расстройства всех виновников.

Мясные бульоны восстанавливают телесные силы, приносят насыщение, помогают при болезнях ветра. Вчерашний суп из цзамбы несколько кисловат. Из цзамбы делают лапшу, высушивают ее и заправляют ею суп, готовый суп оставляют стоять сутки. Такой суп считается лучшим средством для подавления ветра.

Листья крапивы подавляют ветер и порождают теплоту, но, если их употреблять в большом количестве, они возбуждают слизь и желчь. Листья мальвы прекращают понос, порождают теплоту. Листья подорожника обладают тем же действием. Листья колоказии подавляют ветер, сушат раны, но порождают желчь и слизь. Листья мари белой обладают свойствами ртути, они вредны для глаз, но выводят нечистоты, задерживаемые газами кишечника вследствие расстройств "вниз очищающего" ветра. Листья мари красной устраняют расстройства трех виновников. Они применяются как пищевой краситель, придавая пище ярко-красный цвет. Листья одуванчика лекарственного, а также растения, похожего на одуванчик, но с тремя цветками на одном стебле, холодны, устраняют жар. Листья имбиря, растущего высоко в горах, устраняют болезни жара желчи, головные боли по причине желчи. Листья любого вида бобов и гороха улучшают аппетит, но порождают расстройства слизи и ветра. Они выводят из организма жир, непереваренное растительное масло. Свежесобранные, они не теплы и не холодны, но, даже немного полежавшие сорванными (более суток), они возбуждают ветер и слизь, формируют язвочки на теле. Прием в пищу листьев горчицы расстраивает слизь и желчь. Листья горичника и купены устраняют расстройства слизи и ветра. Листья белой редьки по свойствам теплы, они порождают теплоту, прекращают понос, помогают при ветре. После осеннего равноденствия они перезревают и теряют свои свойства.

Чеснок белый и голубой [плоды и листья] полезны при расстройствах ветра.

Соль придает вкус любой пище, порождает пищеварительную теплоту, легко переваривается, облегчает дефекацию. Все это относится к чистой морской соли. Та соль, которую мы употребляем, вряд ли обладает этими свойствами.

Перец китайский открывает входы каналов и порождает слизь и ветер. Он обладает природой теплоты, щиплет язык.

Имбирь порождает пищеварительную теплоту.

Ферула вонючая устраняет расстройства ветра.

Все виды специй придают вкус пище и улучшают аппетит.

Напитки. Молоко устраняет расстройства ветра, вода - желчи и пиво - слизи. В то же время молоко порождает слизь, вода - ветер и пиво - желчь.

Вкус молока до и после переваривания сладкий. Оно маслянистое и тяжелое, благодаря чему приумножает составляющие тела, придает коже хороший цвет, устраняет расстройства ветра и желчи, усиливает потенцию, порождает слизь.

Коровье молоко особенно полезно для легких, при хронических болезнях холода, в том числе при диабете, является лучшим средством для достижения остроты ума, для улучшения лактации, приумножения составляющих тела.

Козье молоко устраняет затруднение дыхания, астму, сенную лихорадку. Овечье молоко устраняет расстройства ветра, но учащает сердцебиение, так как при приеме в больших количествах приумножает кровь. Ячье молоко усугубляет болезни слизи и желчи. Оно не приносит вреда в холодной высокогорной местности, такой как Тибет. В Тибете ячье молоко считается лучшим, по сравнению с другими. Кобылье и ослиное молоко восстанавливает нормальную работу легких, но немного тупит ум. Сырое молоко холодное и тяжелое, возбуждает микроорганизмы и приумножает слизь. Кипяченое молоко легче и теплее, если оно только доведено до кипения. Но если оно перекипит, становится тяжелым и трудноперевариваемым. Парное молоко подобно нектару.

Простокваша имеет сладкий вкус до и после переваривания. Будучи маслянистой, она помогает при запорах. Устраняет жар ветра и возбуждает аппетит.

Как видим, выбор диеты при различных заболеваниях достаточно сложен. Ведь конкретная болезнь у конкретного человека, как правило, имеет массу индивидуальных признаков, и в рекомендациях по режиму питания тибетский врач их учитывает. Например, рекомендовать ребенку и старику (человеку слизи и человеку ветра) при возбуждении желчи только охлаждающее питание - значит уничтожить огненную теплоту желудка, из-за чего появляются опухоли и отеки. Предписывать же человеку в рассвете сил (человеку желчи) только согревающее питание равносильно подкладыванию дров в огонь. То же относится и к образу жизни, и к лекарствам. При назначении режима питания необходимо учитывать врожденный психофизиологический тип человека, его возраст, группу, подгруппу, класс и частный вид его болезни, особенности течения болезни именно у данного человека, привычное для человека питание, время года и т.д.

« 1 2

« Немедикаментозные методы лечения Тибета. | Нозология. Тибетская медицина. »