Пространство комфорта. Наука тратить деньги.

Пространство комфорта. Наука тратить деньги.

Психология

Взаимное уважение возникает
только тогда, когда
проведены границы и к ним
относятся с почтением.

Вильгельм Швёбель

Проффесор Преображенский из повести М. Булгакова "Собачье сердце", как известно, проживал на Пречистенке в квартире из семи комнат и очень хотел иметь восьмую, так как испытывал неудобство от совмещения кабинета и библиотеки. В советские времена описание этой кватртиры для любого читателя звучало не менее фантастично, чем история очеловечивания пса Шарика. Ведь, говоря словами другого булгаковского персонажа, квартирный вопрос нас совсем испортил. Но сегодня пяти-, шести- и даже семикомнатная квартира стала явлением если не заурядным, то вполне реальным. Правда цена значительно снижает круг потенциальных покупателей. некоторые, правда, глядя на роскошный новый дом, прибегают к старой уловке, которую психологи называют принципом зеленого винограда. "Зачем мне такие хоромы? Домочадцам там придется аукаться, как в лесу. Да и сколько сил отнимает уборка..." Хотя, положа руку на сердце, сало кто отказалсябы от такого жилья, если бы оно было по карману. почти всякий гаражанин мечтает о расширении своей жилой площади, о повышенной комфортности жилья. Правда, по мнению психологов, это не одно и то же. Жилое пространство, чтобы быть удобным, не обязательно должно быть обширным. А ощущения дискомфорта и стеснения порой возникают от того, что пространство нерационально организовано.

Проблема жизненного пространства человека долгое время ускользала от внимания ученых. Лишь сравнительно недавно многие отрицательные явления, связанные с ростом больших городов, стали объяснять в том числе и чрезмерной плотностью населения. Оказалось, что жители мегаполисов чересчур раздрожительны, агрессивны, сильно страдают от стрессов и депрессий, от всевозможных телесных и душевных недугов. Современный городской житель подчас напоминает птицу, уныло нахохлившуюся в тесной клетке, а порой бывает похож на тигра, который беспокойно мечется за железными прутьями и злобно рычит на окружающих. Разумеется, любое сравнение человека с животным весьма условно. Однако некоторые аналогии просто бросаются в глаза. Оказывается, ряд закономерностей, выявленных этологами - специалистами в области поведения животных, позволяет пролить свет и на природу многих человеческих проблем.

Вам наверняка приходилось ожидать перед телефонной будкой, когда телефон наконец освободится. Минуты тянутся нестерпимо медленно, и кажется, что болтун, занявший телефонную будку, нарочно тянет время, видя, что вы торопитесь.

По утверждению американского психолога Барри Рубэка, это не кажется, это так и есть. Он замерил продолжительность разговора более двухсот человек из телефонных будок и обнаружил, что в отсутствие очереди разговор длится в среднем полторы минуты, а если у будки кто-то ждет возможности поговорить, средняя продолжительность разговора - целых четыре минуты.

По мнению Рубэка, это на подсознательном уровне сказывается территориальный инстинкт, свойственный многим обезьянам и другим предкам человека. Не отдавая себе в этом отчета, говорящий расматривает будку как свою территорию и стремится защитить ее от желающих вторгнуться.

Известно также, что большинство диких животных имеют специфическую "дистанцию бегства", нарушение которой заставляет зверя убегать. Ящерица убегает, если к ней приблизится на несколько метров; для крокодила эта дистанция состовляет 40 метров. Воробей и ворона имеют очень маленькую дистанцию бегства, олень и орел большую.

Понятно, что в природе этот механизм выполняет защитную функцию. Если в жизненное пространство животного осмелилось вторгнуться другое животное, то от последнего, по всей вероятности, исходит угроза. Человек сохранил в своем поведении этот древних механизм, неосознанно ощущая, что физическое соприкосновение чревато неприятностью.

Наука тратить деньги

Деньги приходят и уходят,
уходят, уходят ...

Хуан Перич

Почти всякая реальная ценность - будь то кусок хлеба или билет в консерваторию - имеет конкретное денежное выражение. А потому, нравится нам это или нет, стремимся заработать побольше денег, чтобы сделать свою жизнь удобной и приятной. Самоучители жизненного успеха, заполонившие книжные прилавки, недвусмысленно подразумевают: деньги - это и есть успех. И учат, как найти кратчайший и вернейший путь к такому успеху. Вряд ли стоит присоединятся к мажорному хору этих советов, тем более что они мало кому по-настоящему помогли. А те счастливчики, кому удалось разбогатеть, могут засвидетельствовать: сами деньги порой стоят слишком дорого, да и к тому же многих проблем с их помощью решить не удается. Поэтому не станем рассуждать о том, как приобрести деньги, а подойдем к ним с другой стороны: в чем состоит наука их тратить?

У многих этот вопрос наверняка вызовет усмешку: "Были бы деньги, а уж потратить их - дело не хитрое". Но "презренный металл" имеет одно коварное свойство - его никогда не бывает достаточно. Чем больше потребностей с его помощью удается насытить, тем шире разрастается круг желаний, который рано или поздно упирается в предел материальных возможностей. Эта проблема неведенна лишь горстке финансовых воротил, остальным приходится постоянно соизмерять свои возможности и запросы. Финансовые ресурсы отдельного человека ограничены (у одного - суммой социального пособия, у другого - миллиардным банковским счетом, но все равно - ограничены). Поэтому все мы стремимся расходовать свои средства рационально, то есть каждую покупку делать с выгодой и пользой. Увы, на сей счет не существует практических рекомендаций, и нам остается лишь полагаться на свой здравый смысл. Но он-то часо и подводит.

Искусству продавать учат на специальных курсах и семинарах. В результате нам, покупателям, противостоит хорошо обученная армия продавцов, знающих свои интересы и умеющих их отстаивать (разуметтся, за наш счет). Попробуем и мы разработать свой "курс молодого бойца", точнее - рядового покупателя.

Начнем с повседневных бытовых покупок, которые, однако, и составляют наибольшую часть наших расходов. Причем зачастую - неоправданно большую часть. Ибо тут мы попадаем в плен иллюзии, порожденной, как сказали бы математики, "исчезающе малыми величинами". Так как за несколько копеек сегодня практически ничего купить нельзя, то даже очень небогатые люди копейки деньгами не считают. И без размышлений покупают, скажем, батон за 3.95, хотя неподалеку такой же можно купить за 3.80. Однако батон приходится покупать почти каждый день, как и множество столь же недорогих, но повседневно необходимых вещей. неполенитесь произвести несложный подсчет: если каждую такую покупку удастся сделать всего на несколько копеек дешевле, то поистине копейка рубль сбережет.

Правда, эта старинная поговорка популярности ныне не имеет. против нее с негодованием востанет наша исконная российская натура, неотъемлемыми свойствами которой принято считать широту и щедрость. На иностранцев эти наши качества производят странное впечатление. Широкие жесты вполне объяснимы, когда человек ничем не скован. А россиянин, едва выбившись из нищеты, начинает любую экономию считать мелочной. Рассказывают, что один из наших разведчиков, в годы войны скрывавшийся под личиной немецкого офицера, однажды едва не попался на мелкой оплошности: в ресторане сунул в карман сдачу, не пересчитав. Немец себе такого не позволяет, и не только немец.

Кстати, само понятие "шопинг" означает вовсе не набег нашего человека на стамбульский базар и издавна употребляется западноевропейцами, которые так называют поход по магазинам с целью прицениться и выбрать товар подешевле. Какой-нибудь датчанин, увидев на витрине рубашку ценою в 300 крон, преисполняется глубокого удовлетворенияот того факта, что сумел неподалеку приобрести такую же за 280. При этом можно не сомневаться, что его банковский счет многократно превышает сбережения почти любого из нас. Писатель Эфраим Севела в одной из своих книг приводит такой эпизод. В США богатый дядюшка в писутствии юной племяницы, эмигрантки из России, терпеливо дожидается, когда таксист отсчитает ему несколько центов сдачи. Та укоряет его: "Как это неловко - проявлять такую скупость! Вот папа всегда дает в такси не меньше доллара чаевых". На что следует резковатый, но справедливый ответ: "Зато твой папа был и остается голодранцем, а я миллионер". Поэтому не бойтесь показаться скупым, в частности, хотя бы просто пересчитывая сдачу. вы ведь ведь считаете свои деньги, а это вовсе не так унизительно, как с завистью считать чужие (чего мы почему-то не стесняемся).

Но самое главное - надо держать в узде свою широкую натуру и не пытаться вести себя как миллионер. Во-первых, потому, что настоящие миллионеры ведут себя совсем иначе, а во-вторых, потому, что большинству из нас небрежная расточительность просто не по карману.

Вознамерившись сделать дорогую покупку, надо быть осматрительным вдвойне. Вот несколько советов:

Прежде всего надо ясно представить свои потребности, то есть тот товар, который бы вас удовлетворил. Надо четко знать те обязательные качества товара, из которых отсутствие одного автоматически отменяет покупку.

Не дайте очаровать себя доброжелательной улыбкой.

Присмотритесь , как продавец демонстрирует вам товар. В принципе он призван помочь вам выбрать, за что отдать деньги. Если он хвалит все товары, все образцы и модели подряд, то тут нечего и слушать. Если же он находит недостаток в отдельных образцах, то скорее всего пытается продать то, что подороже. Вы же проникаетесь к нему неосознанным доверием и тут же оказыватесь во власти его манипуляций.

Не поддавайтесь провакационной суете, не позволяйте заразть вас возбуждением. Умелый продавец легко вводит покупателя в замешательство, когда резко повышается внушаемость и снижается критичность.

« РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ | Шаг к успеху, или как стать общительным. Уверенность - основа успеха. »

Здесь может быть Ваша реклама!