Проблемы реальности, или как отличить святого от умалишенного.

Проблемы реальности, или как отличить святого от умалишенного.

В самом начале января этого года я слушал по московской программе беседу с настоятелем московской и владимирской православной церкви епископом Питиримом. Ведущая программы спросила его, в частности, о том, как православная церковь относится к астрологии. Ответ был примерно такой: конечно, Господь дал человеку бесконечные возможности познания и некоторые пытаются познать волю божию, изучая его творения - небо, звезды и планеты, но все же астрология - это инструмент в руках дьявола, а астрологи - невольные (невольные, посколько не ведают, что творят) пособники в его черных делах. Отец Питирим еще сильно возмущался, говоря, что прямое преступление давать по телевидению астрологический прогноз вслед за прогнозом погоды, внушая миллионам зрителей запреты и страхи. Ведущая, с одной стороны, вроде бы соглашалась, а с другой - была в крайнем затруднении: кто знает, может быть, ей завтра придется представлять московской публике того же именитого астролога Глобу, к которому, как говорят, краем уха прислушивается само правительство, или святого Секо Асахару, способного купить на ближайшие десять лет всю московскую программу, как это он сделал с одной из программ "Маяка", или даже колдуна - почему нет. Как ей, простому диктору, разобраться, кто прав, а кто виноват, действительно ли астрология - инструмент Сатаны или, может быть, наоборот, древнее, почетное знание, кстати, древнее, чем христианские откровения (чем-то вроде астрологии занимались в Вавилоне еще 4-5 тысяч лет назад). И почему, спрашивается, нужно верить православной церкви и не верить восточным учениям, верить восточным учениям и не верить Белому братству и т. д.? К слову, еще один свежий случай - Мария Цвигун, объявившая себя мессией и живым богом Марией Дэви Христос. Ей, конечно, многие не верили, даже смеялись, но и Христу не верили и смеялись над ним, а где теперь эти насмешники? Проблема в том, что каждый говорит о спасении в другом мире, об иной подлинной реальности, где это спасение состоится, но и спасение, и место его указывают по-разному. Для одних это Бог, для других Нирвана, для одних Христос, для других Аллах, для третьих планеты, определяющие нашу судьбу, одни ориентируются на церковь, другие на эзотерическое сообщество или общение с тайными силами. Все, абсолютно все, настаивают, что их учение истинно, а другие учения или прямо ложные или частичны относительно их подлинного знания.

Правда, православная церковь может сказать, что ее учение освящено авторитетом Христа и традицией. Но в Христа не все верят, а традиции, как мы уже отмечали, есть и более древние. Кроме того, традицию человек тоже или принимает или отвергает, а может иногда и сам создавать. Но есть еще один аргумент: прямые доказательства и свидетельства. Например в брошюре "Святая плащаница Христова" приводились результаты скрупулезного исследования ткани, в которую предположительно было завернуто тело Христа после распятия. Известные ученые пришли к выводу: да, изученная ткань именно та, в которую был завернут Христос, а проступивший на ткани прекрасный облик лица и тела, а также следы ужасных ран от распятия, безусловно, принадлежат Христу. Но увы, несколько лет тому назад были проведены повторные компетентные исследования, которые показали, что эта ткань хотя и древняя, но не настолько: ее создали много веков спустя после смерти Христа. И во всех других сходных случаях: или "факты" опровергаются прямыми исследованиями или им даются совершенно другие интерпретации, отрицающие эти факты, но не менее убедительные для публики. Да и как, спрашивается, можно проверить существование Христа или Нирваны, не имея соответствующего религиозного или эзотерического опыта? Ведь, если бы можно было поставить подобный "решающий эксперимент", то мы бы открыли последнюю Истину, превосходящую все вероучения и мироощущения вместе взятые. Где же найти такой философский камень?
Но тогда вроде бы получается полный тупик: просто так "на веру" такие серьезные вещи, как идею спасения и указание на подлинную реальность, принимать не хочется, да и невозможно принять - это ведь не игра, - а критериев, позволяющих судить, что есть, а чего нет, где подлинное, а где мнимое, у человека нет. Кстати, последовательные люди до этого сами дошли. Описывая подлинную реальность, которая другим не дана и вообще кажется кошмаром умалишенного, такие люди так и говорят: да, то, что для нас подлинно, вам может показаться чистым бредом. Автор известного эзотерического трактата "Роза Мира" Даниил Андреев, например, пишет: "Дух нашего времени не замедлит с вопросом: Пусть то, что автор называет опытом, достоверно для пережившего субъекта. Но может ли оно иметь большую достоверность, чем "опыт" обывателя лечебницы для душевнобольных? Где гарантия?" И отвечает дальше на свой риторический вопрос так: "Без всяких гарантий опыту другого поверит тот, чей душевный строй хотя бы отчасти ему созвучен; не поверит и потребует гарантий, а если получит гарантии - все равно не примет тот, кому этот строй чужд". Итак, если мой душевный строй созвучен патриарху православной церкви, я должен верить ему, но если астрологу или Марии Дэви Христос - то им? А ежели мой опыт созвучен опыту душевнобольного? И еще вот что интересно. Некоторые утверждают, что Мария Цвигун душевнобольная, поскольку ощущает себя живым богом. Но Даниил Андреев общался с духом Серафима Саровского и с духами других столпов церкви России, а видел он такие персонажи (например, Сатану в трех лицах, сложнейшие миры просветления и страдания и т. п.), которые ни один сумасшедший не в состоянии себе представить. А вот видения Рамакришны, когда ему было от силы двадцать лет и он был жрецом храма, посвященного индусской богине, божественной Матери Кали:
"Как-то раз я, - пишет Рамакришна, - чувствовал себя во власти невыносимой тоски. Мне казалось, что кто-то выжимает мое сердце, как мокрую салфетку... Муки терзали меня. При мысли, что я так и не удостоюсь благодати божественного видения, страшное неистовство овладело мною. Я думал, если так должно быть, довольно с меня этой жизни. В святилище Кали висел большой меч. Мой взгляд упал на него и мой мозг пронзила молния. "Вот. Он поможет мне положить конец". Я бросился, схватил его, как безумный... И вдруг... Комната со всеми дверями и окнами, храм, - все исчезло. Мне показалось, что больше ничего нет. Передо мною простирался океан духа, безбрежный, ослепительный. Куда бы я ни обращал взор, насколько хватало зрения, я видел вздымавшиеся огромные волны этого сияющего океана. Они яростно устремлялись на меня, с ужасающим шумом, точно готовились меня поглотить. В одно мгновение они подступили, обрушились, захватили меня. Увлекаемый ими, я задыхался. Я потерял сознание (в тексте буквально "Я потерял все свое естественное сознание") и упал ... Как прошел этот день и следующий - я не имею никакого представления. Внутри меня переливался океан несказанной радости. И до самой глубины моего существа я чувствовал присутствие Божественной Матери."
Замечательно красиво, но как проверить, есть ли на самом деле этот сияющий океан и Божественная Мать Кали? Писатель-фантаст, когда он описывает фантастический мир, не питает иллюзий, что мир существует на самом деле (хотя он живет в этих мирах всю свою жизнь), а вот святые, эзотерики, астрологи, экстрасенсы, колдуны абсолютно уверены в подлинности тех миров о которых они говорят.
Все эти вопросы не являются просто праздным любопытством, и дело не только в том, кому нам верить, когда мы в халате смотрим телевизор. В условиях кризиса нашей системы и идеологии миллионы людей вынуждены искать свой духовный путь и поэтому жадно слушаю различных проповедников и тех, кому уже открылась истина. И, естественно, что не хотелось бы заниматься пустым делом (т.е. тем, чего нет) много лет или выслушивать с экрана обвинения в пособничестве Сатане.

Психическая реальность и личность

Попробуем теперь во всем разобраться, используя данные современных гуманитарных наук и просто здравый смысл. Первое наблюдение, доступное всем людям: в фантастические и странные миры человек может попасть, не только став святым, эзотериком, колдуном, экстрасенсом или душевнобольным. Каждый может попасть в такой мир, читая научно-фантастическое произведение или переживая свой сон. Если в искусстве мы помним, что это всего лишь вымысел писателя (хотя, когда читаем, мы об этом должны как бы забыть), то в хорошем сновидении, что бы там с нами не происходило, какие бы фантастические события не имели место, мы все воспринимаем на полном серьезе, как то, что есть "на самом деле". В нормальном сне нет никаких способов удостовериться, спим мы или нет.
Что же такое наш сон? Исследования автора показывают, что это есть реализация человеком нереализованных, блокированных желаний. Наша психика использует прошлый опыт восприятия человека, чтобы из него, как из кирпичиков, строить события, которые необходимы для реализации блокированных желаний. Приведу одну иллюстрацию из своего детства.
Это было в эвакуации, под Куйбышевом. Моя мать день и ночь работала на авиационном заводе и лишь изредка урывала несколько часов, чтобы навестить меня и брата в детском саду. Но почти всегда она приносила что-то вкусное - какао в термосе, или шоколад, или что-нибудь еще. И вот мне упорно стал сниться сон с мамой и вкусными вещами впридачу. Понятно, как я огорчался, когда просыпался: нет ни мамы, ни какао. Наконец, чтобы не обманываться и не огорчаться понапрасну, я решил проверять себя - щипать за ухо: если больно - не сплю, если не больно - сплю. И в ту же ночь мне приснился сон: приезжает мама, я дергаю себя за ухо, убеждаюсь, что не сплю, пью какао и затем... просыпаюсь. Дальше все ясно. Сила огорчения прочно отпечатала этот сон в моей памяти.
Очевидно, первое сновидение мне приснилось потому, что я страстно хотел увидеть маму. Мое детское "Я", не различавшее возможное и действительное, не желавшее понимать обстоятельства и ждать, выстроило во сне нужный для осуществления желаний мир и жило в нем. Второй сон сложнее - мир сновидения стал изощреннее, в него вошел элемент (самоконтроль, щипок за ухо), который, несмотря на бдительность разума, все-таки позволял осуществить детское желание (природу, как известно, обмануть трудно).
Если обобщить теорию сновидений, то мы получим более общую психологическую теорию, где в одну цепь будут закованы и сновидения, и фантазия, и художественные переживания.
Новейшие исследования показали, что к фантазиям, сновидениям, художественным переживаниям, облегчающим душу, ведут определенные ситуации в жизни, в которых человек не может по ряду причин (отсутствие условий, противоречивые, взаимоисключающие желания, альтернативные действия) проявить свою активность, осуществить важные для его жизни цели и устремления. В результате его активность (биологическая и психическая) затормаживается. Приостановка процессов, направленных на осуществление жизненно важных желаний, вызывает у человека скрытые, не осознаваемые им напряженные состояния. Во сне, фантазии, при восприятии произведений искусства, когда человек перестает действовать и, кроме того, огражден от наплыва очередных событий и впечатлений, эти скрытые напряженные состояния, подобно сжатой пружине, заставляют работать психику человека, изживать нереализованные события.
А как при этом работает психика? Из какого материала и по каким законам она строит предметы, события, ситуации? Во сне и в фантазии она находит единственный материал, который находится в ее распоряжении, - уже прожитый опыт человека, единственный закон - необходимость прожить то, что не осуществилось.

1 2 3 »

« Геопатогенные зоны. | Карма как эволюционная сила »