Преобразование проблем в радость. Лама Сопа ринпоче.

Преобразование проблем в радость. Лама Сопа ринпоче.

Использование трудностей при тренировке ума в принятии прибежища

Вы можете использовать трудности при тренировке ума в принятии прибежища, в том, чтобы целиком полагаться на Будду, Дхарму и Сангху.

Подумайте обо всех страданиях, которые вы испытывали на протяжении многочисленных жизней. Единственное прибежище, которое не предаст вас, которое дарует вам совершенную защиту — это Три Драгоценности. Итак, думайте: "С какими бы проблемами ни встретился я в своей жизни, я стану полагаться только на Три Драгоценности."

Не только страдания ада, но и все прочие страдания сансары проистекают от истинной причины страдания: неведения и отрицательных эмоций. Как я уже объяснял, отрицательные эмоции служат причиной для совершения поступков, которые накладывают свой отпечаток на сознание, так что снова и снова вы обретаете сансарические скандхи и переживаете страдание. Снова и снова вы переживаете страдания рождения и смерти. Так много кармы было накоплено в течение бесчисленных жизней, и вам еще предстоит встречаться с их последствиями, со скандхами, подверженными воздействию кармы и отрицательных эмоций.

"Существует бесчисленное количество последствий моих поступков, которые я еще не пережил, — целый океан страданий сансары. Кто имеет силу освободить меня от всех этих страданий и от истинных причин страданий? Только Три Драгоценности. А поскольку Три Драгоценности имеют силу полностью освободить меня от сансары, то неужели они не могут освободить меня от тех проблем, которые я имею в настоящий момент? Поэтому, как бы трудна ни была моя жизнь, я не откажусь от прибежища в Трех Драгоценностях. Сколько бы проблем я ни встретил, я не откажусь от Будды, Дхармы и Сангхи." Так вам следует использовать свои трудности для тренировки ума в принятии прибежища.

Использование трудностей для уничтожения гордыни

Какие бы трудности вам ни встретились, используйте их для уничтожения гордыни. Как я уже объяснял, у вас нет свободы, а поэтому вы постоянно находитесь под влиянием кармы и отрицательных эмоций и вынуждены переживать три типа страданий: всепроникающего страдания обусловленности, мучения изменчивости и мучения от страдания. Помня об этом, размышляйте так: "Я намереваюсь отсечь гордыню, врага, разрушающего многие хорошие качества. Я отсеку эти злые эгоистические мысли, чуждые заботе о других существах."

Когда вы думаете о своих проблемах, гордость не возникает. Как сказано в Бодхичарьяаватаре, переживание страданий устраняет гордыню и вызывает сострадание ко всем, живущим в сансаре. Вы будете также стараться не создавать негативную карму и любить добрые дела.

В учении о тренировке ума говорится:

"Нет блага в том, чтобы вас восхваляли; лучше быть порицаемым. Когда вас восхваляют, возникает гордость. Когда вас порицают, ваши ошибки уносятся прочь."

Другими словами, одно из преимуществ того, чтобы быть порицаемым, состоит в уничтожении гордости. И тогда вы сможете достичь некоторого прогресса.

Чувство гордости возникает, когда вас хвалят. Если позволить гордости возникнуть, то результатом этого будет рождение в таком месте, где нет возможности практиковать Дхарму, либо в семье бедняков, у представителей низшей касты, слепым или в рабстве. Тогда даже при наличии сильного желания у вас будет мало возможностей сделать что-либо для собственного счастья или для счастья других. Вы не сможете добиться успеха.

Главное, если вы позволяете возникать гордости, то не сможете развить свой ум или достоинства. Вы не сможете даже узнать о Дхарме. Как говорили кадампинские геше, если лить воду на что-нибудь совершенно круглое (как мяч или шар), вода не сможет там удержаться. Подобным же образом благие качества не могут пребывать в уме, наполненном гордыней. Также они говорили, что всё учение Будды имеет целью разрушение гордыни.

Один из главных способов контролировать гордость — думать о собственных ошибках. Размышление о своих успехах пробуждает гордость; но когда вы посмотрите на свои ошибки, ваша гордость исчезнет. Думайте, например, о том, как вы невежественны, как мало осведомлены в обширных учениях сутры и тантры. Думайте обо всех открытых вам стадиях Пути, которые вы не освоили по-настоящему. Есть вещи, которые вы будто бы знаете, но вы знаете только слова, не имея реальных достижений. Думайте о своей невежественности в смысле даже простой мирской образованности. Вы не понимаете даже природы своих пяти скандх и органов чувств. Такие размышления помогут вам избавиться от гордости.

Благие последствия радости

Пребывание в радости есть другая важная практика, служащая для предотвращения гордости, зависти и гнева. Когда вы слышите о том, что кто-то достиг успеха, радуйтесь. Вы должны постоянно культивировать со-радование даже в отношении сансарических успехов. Например, если вы услышали о том, что кто-то достиг успехов в бизнесе, следует радоваться. Если вы узнали, что некто — независимо от того, друг это или враг — нашел спутника жизни, снова радуйтесь: "Как это прекрасно, что они обрели счастье, о котором мечтали!" Будьте так рады за них, как радовались бы сами, обретя то, о чем мечтали. Короче говоря, заботьтесь о других так же, как вы заботитесь о себе. Будьте счастливы, когда другие находят счастье, как если бы вы сами обрели его.

Заботясь только о самом себе, вы не сможете обрести счастье, но заботясь о других, как о себе, вы добьетесь того, что оно возникнет само собой. Научившись заботиться о других, вы без рассуждений почувствуете себя счастливым, если кто-то обретет счастье. Когда что-то хорошее случается с другим человеком, вы испытываете счастье естественным образом.

Когда вы видите культуриста с великолепным телом, думайте так: "Как это замечательно, что он имеет такое прекрасное тело, Это результат развития им сострадания и добродетели в предыдущих жизнях." Когда вы видите богатого человека, думайте: "Как прекрасно, что он имеет такую хорошую карму как результат раздачи милостыни и совершения подношений Трем Драгоценностям в предыдущих жизнях." Если кто-то образован более, чем вы, или лучше вас понимает Дхарму, вы также должны радоваться. И если кто-то совершил много затворничеств, в то время как вам не удалось совершить ни одного, порадуйтесь за него.

Используя все эти возможности для со-радования, вы накопите неисчислимое количество благих заслуг. Если умственные способности другого человека меньше ваших, то, радуясь о накопленной им добродетели, вы накопите даже больше благих заслуг, чем он, — вдвое больше. А если другой имеет более высокий, чем вы, ум, то благодаря радости за него накопите половину от его благих заслуг.

« 3 4 5 6 7 8 9 10 11 »

« Философия Бхагавад-гиты. | Хатха-йога прадипика. »