«Моя жизнь во Христе»

«Моя жизнь во Христе»

Иоанн Кронштадтский
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский 53 года прослужил священником в Андреевском соборе в городе Кронштадте: с 1855 по 1908 до самой кончины. Это было время, когда безбожие, подступая исподволь, увлекало за собой русское общество. А святой Иоанн, в ту же самую эпоху, почти каждодневно служил Божественную Литургию. Среди его сочинений особо известно «Моя жизнь во Христе». Это своего рода дневник души, собеседующей с Богом.

Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их: напала на тебя гордость - скорее смирись до земли; напала на тебя скупость, - скорее будь щедр; напало сребролюбие, - скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем. Напала на тебя иная болезнь - не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее.

"Царствие небесное силою берется, и усиленные искатели восхищают его" (Мф. 11, 12.). Если не употреблять ежедневно усилий к побеждению борющих нас страстей, то страсти тиранически, насильно будут овладевать нами, вторгаться, подобно разбойникам в нашу душу; пристрастие к земным вещам будет усиливаться, а вера в небесные блага и любовь к ним ослабевать все больше и больше, любовь к Богу и ближнему, мир сердечный, спокойствие совести будут все реже и реже. Надо подвизаться в деле спасения души, коего нет ничего дороже на свете.

Все грехи и страсти, брани и свары есть истинно болезни душевные, - так и надо смотреть на них. Все страсти - пожар души, великий огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. "Прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть вам" (Ефес. 4, 32.).

Тебе томно, тоскливо - поищи в душе своей, нет ли в ней какого греха, покайся искренно во всем, что найдешь за собою худого, омерзи всякий грех, страсть, всякое пристрастие, - тогда душа твоя умирится и возвеселится.

Неохотно, с малодушием, ропотом и хулою на Господа мы терпим лютые скорби своего сердца, не видя пользы, которая должна происходить от благодушного, благопокорного перенесения их. Мы не хотим видеть, что сердце наше одебелело и заразилось разными страстями, что оно и гордо, и прелюбодейно, и злобно, и лукаво, и пристрастно к земному и что его не иначе можно очистить и смирить и сделать благим и благопокорным Богу, как посредством лютых, огневых скорбей, как посредством великой тесноты.

Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому.

Почему Господь попустил быть нищим? Потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы всех сделать достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножились бы гордость, зависть и прочее. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но, как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих; многие из них забудут и Бога, и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце.

Всячески почитай лики человеков живых, да почитаешь, как должно, лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. - Не уважающий лика человеческого, не уважает и лика Божия.

Помни, кто есть человек-то? Образ Божий, чадо Божие, христианин, наследник Царствия, член Христов. Почитать, поэтому, нужно всякого человека, хотя он и носит язвы прегрешений на душе своей; язвы - язвами: они изрыты диаволом и грехом, образ, - все образ Божий. О язвах его надо пожалеть, поболеть, да помолиться, как о своих: ведь мы все - одно тело, все "от единой крови, все от единого хлеба причащаемся" (Деян. 17, 26). Не обращай внимания на бесовские смущения, разделения и вражды. Тверди: все - одно. Мы, говори: одно.

Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, "просвещающего всякого человека, грядущего в мир" (Ин. 1, 9), а не приближает к нему. А без Христа суетно все образование.

Пишут, пишут, пишут своим чего-чего не напишут, в продолжение своей литературной деятельности светский сочинитель, журналист или фельетонист! А о Боге, а о Спасителе Иисусе Христе, а о Церкви, о Богослужении, о воскресении плоти нашей, о суде, о загробной жизни - хоть бы вспомянули. "Не наша, говорят, область, не наше дело. Мы от мира есть, от мира глаголем: и потому мир нас слушает, а станешь "говорить о Боге, пожалуй, и читать нас не станут". Таким образом, светская литература совершенно чужда христианского духа, она даже стыдится духа Христа.

Характер нашей земной жизни - постоянное ожидание Божьего зова из этой жизни в другую. Мы не свои, мы рабы Божии, как прекрасно называет нас Церковь, а рабы с часу на час должны ожидать, что вот-вот позовет Господь. А мы что! Да, мы совсем забыли, что мы рабы Божии, мы думаем, что мы все свои, и располагаем жизнь свою не по заповедям Божиим, а по своей волюшке: как нам хочется жить, так и живем. А оттого жизнь наша исполнена бесчисленных грехов. Посмотрите на жизнь человеческую и увидите, что все в ней - "суета сует, всяческая суета" (Еккл. 1, 2).

Что будет с нами в том веке, когда все, что льстило нам в этом мире: и богатство, и почесть, и пища, и питие, и одежда, и прекрасно убранные жилища, и все привлекательные вещи, - что будет, говорю, когда все это нас оставит, когда все это окажется для нас сновидением и когда от нас потребуются дела веры и добродетели, дела воздержания, чистоты, кротости, смирения, милосердия, терпения, послушания?

На все в мире смотри, как на преходящую тень и ни к чему не прилепляйся сердцем, ничего не считай за великое, ни на что не полагай надежды. Прилепляйся к единому нетленному, невидимому, премудрому Богу.

Не бойся лишений телесных, бойся лишений душевных. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, пития, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в сердце твое ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. "Не убойся от убивающих тело, души не могущих убити" (Мф. 10, 28).

Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями.

Радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь. Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных, житейских, корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог, Существо препростое. Помни, что Он все пути твои назирает, видит все помышления и движения сердца твоего.

Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота - величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.

Что значит искать развлечений? Значит хотеть наполнить чем-нибудь внутреннюю болезненную пустоту души, созданной для действительности и не терпящей быть пустой

Сердце легко, тонко, духовно, небесно по природе своей - береги его; не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питие и вообще в удовольствиях сердечных. Сердце - Храм Божий.

Когда у нас есть Христос в сердце, то мы всем довольны бываем: и неудобство для нас, как лучшее удобство, и горькое, как сладкое, и голод, как сытость, и скорбь, как радость; а когда нет Христа в сердце, тогда человек всем недоволен, ни в чем не находит счастья: ни в здоровье, ни в удобстве, ни в чинах и почестях, ни в увеселениях, ни в чем.

В обыкновенных познаниях человеческих узнал раз хорошо какой-либо предмет, и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты любил прежде, чем жил и дышал, к тому, по временам, будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, охватить и обнять сердцем. Это от греха.

Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи. Считай за мечту уныние, отчаяние в каком бы то ни было добром деле. "Вся могу", - говори, - "о укрепляющем мя Иисусе", хотя я первый из грешников. "Вся возможна верующему" (Мк. 9, 23).

Господь имеет полное уважение к созданной Им природе, к ее законам, как произведению Своей бесконечной, совершеннейшей Премудрости; посему и волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов, например, когда наказывает людей или благословляет их. Чудес потому и не требуй от Него без крайней нужды.

Молитва - вода живая, которой душа утоляет свою жажду.

Молитва - дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: "Духом Святым молящеся" (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы - дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние.

Прекрасны наши молитвы! Мы привыкли к ним, но вообразим себе, что мы в первый раз их слышим, поставим себя на место иностранцев.

Скоро слышит Бог молитву двоих или троих, молящихся от сердца вместе. Опыт.

Молодежь редко ходит в храм, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы не нужным и отдаваясь житейской суете. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма делом простого народа да женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками Ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство.

"Да приидет Царствие Твое", то есть, Твое совершенное воцарение в наших сердцах.

« Солнце Бога или Как стать Океаном Чистой Любви | Что главное? »