Медитативный курорт Ошо

Медитативный курорт Ошо

В ГОРЯЧЕЙ МЕДИТАТИВНОЙ ТОЧКЕ

Главное вначале – глубоко вдохнуть

Направляя взгляд в себя, человек уменьшает количество тусклых и скудных картинок мира внешнего: во внутреннем мире всегда есть на что посмотреть. Лучший способ – медитация. И хотя этим можно заниматься где угодно, лучше – В ГОРЯЧЕЙ МЕДИТАТИВНОЙ ТОЧКЕ

На Земле таких точек немало. Они различны по своим духовным концепциям. Среди наиболее известных можно назвать Ауравиль и Сайбаба, расположенные на территории Индии. Но на сей раз речь пойдет о крупнейшем мировом медитативном курорте Ошо, который правильнее было бы назвать «ошрамом».

Главный путь, который ведет внутрь, то бишь к просветлению, номинально можно отметить даже на географической карте для средней школы – взяв в руки карандаш, с легкостью провести линию воображаемого (то есть реального) марштрута. Рука остановится на территории Индии. Если быть совсем точным, в сотне миль от Бомбея, недалеко от города Пуна. Именно там находится Медитативный курорт международной общины Ошо. История о том, что представляет собой данное место, как создавалось и кем было задумано – потрясающий сюжет для кассового кино. Нежелание Голливуда (или Болливуда, что совсем рядом) взяться за экранизацию данной истории, можно списать только на скучную непроницательность человека с печатью «западного «мироощущенца».

Курорты разные бывают…
…И люди, посещающие их, и «недуги», от которых на них лечат, естественно, тоже. На курорт Ошо едут не почки подчистить – туда направляются духовно расти и медитировать. В отличие от всех остальных «мест отдыха», это прежде всего своеобразная коммуна, практикующая медитативные техники и учение Багван Шри Раджниша. Под этим известным всему миру именем вышло более 600 книг на более чем 30 языках (Раджниш никогда специально не занимался книгописанием, все, что находится под обложкой - 25-летние записи его бесед с учениками). Ни дать ни взять - «Евангелия от апостолов».

Кратко пройтись по биографии этого человека просто невозможно, поэтому отметим лишь, что за год до своей кончины, в январе 1989 года, он объявил, что отказывается от приставки «Багван Шри» в своем имени. Причина? Да потому что для многих это означает «Бог»… Его ученики – саньясины – решили называть его Ошо, именем, появившимся впервые в Древней Японии. Именно так в Стране Восходящего Солнца обращались ученики к своим духовным учителям. «О» означает «с огромным уважением, любовью и благодарностью», а также – «синхронность и гармонию». «Шо» - это не истерично вопрошающий возглас продавца в гастрономе, а «расширение сознания во многих измерениях» и «существование, изливающееся со всех направлений».

Особый дух общины и ее обитателей – по сути, это и есть воплощение идей Ошо о качественно новом человеке – Зорбо Будде, который «умеет радостно относиться к повседневной жизни, погружаться в безмолвие и медитацию». Большая часть медитаций проводится в современных зданиях со всеми удобствами; программы включают разнообразные индивидуальные сеансы и групповые занятия, которые «цепляют» различные сферы: творчество, холистическую терапию, индивидуальное развитие и лечение, эзотерические науки, "дзэнский" подход к спорту и досугу, проблемы отношений мужчины и женщины. Индивидуальные и групповые занятия проводятся круглогодично. Наряду с полнодневными программами активных медитаций Ошо (буквально с утра до вечера) предусмотрены многочисленные формы отдыха.

После смерти Ошо (1990 г.) община не прекратила свое развитие. Сегодня она занимает более 32 акров так называемого парка Корегаон. Ежегодно сюда приезжает около 200 тысяч гостей, причем более 15 тысяч задерживаются надолго, чтобы медитировать и познавать учение в специальных группах. В 1990 году в программах общины участвовали представители 33 стран мира, а десять лет спустя - уже более чем сотни стран. При этом более 60% - «слушатели», посещающие Пуну впервые.

Море возможностей
Человек, читающий книги Ошо, в определенный момент приходит к тому, что не плохо было бы съездить в организованную им коммуну. Сегодня ей управляют ученики Ошо, которых он сам в свое время назначил. Сказать, что там царит особая атмосфера – ничего не сказать. Кстати, каждый может прикрепить к одежде значок, сообщающий о том, что его «носитель» не желает контактировать с физическими существами. Это означает, что даже самые общительные люди не смогут нарушить ваше внутренне состояние вербально. Можно жить на территориии ашрама, своевременно зарезервировав номер по Интернету. Можно обосноваться в одной из гостиниц, находящихся неподалеку, или снять квартиру по абсолютно доступным расценкам – буквально от $5 в сутки. Приезжающие в ашрам в квартирах только спят, остальное время – медитируют и отдыхают.

В самой крупной пирамиде (Центральная пирамида Ошо) на территории ашрама происходят основные медитации – с раннего утра и до поздней ночи. Все медитации четко расписаны на полгода вперед. Несмотря на то что люди здесь оторваны от цивилизации, все ее блага - к их услугам. От интернет-кафе с ай-пи-телефонией до ежевечерних дискотек. Или бассейн, полностью имитирующий природное озеро. Как в сказке, на вас сверху падают цветы, покуда вы наслаждаететсь водой не искусственного голубого, а совершенно естественного цвета.

На территории ашрама живут представители всех уголков планеты и абсолютно разных социальных уровней. К примеру, среднестатистический украинец может себе это позволить - $100 в месяц вполне достаточно. Можно жить в Ошо, работая – выполняя обычный физический труд, и при этом пользоваться всеми благами коммуны. Рядом с обычными людьми в ашраме обитают как очень бедные так и очень богатые люди – маргиналы. Всех их объединяет одно – желание собственного духовного развития.

Чтобы получить пропуск на территорию коммуны, необходимо пройти всего один тест – на наличие вируса иммунодефицита. После его успешного прохождения - проверка визы и регистрация. На руки выдается «карточка-удостоверение». Вместо денег на территории ашрама ходят различные виды карточек. Карточка пребывания в ашраме на один день стоит $7. Она позволяет пользоваться всеми видами услуг и инфраструктурой и, естественно, посещать все запланированные на этот день медитации. Отдельно существуют карточки, по которым можно покупать одежду и еду. Кстати, об одежде. И мужчины, и женщины ходят в одинаковом одеянии – длинных до пят платьях, так называемых маруновых робах (темно-бордового цвета). Однако и в Ошо не обходится без модниц, которые привозят с собой оригинальные сверхробы из бархата, шелка, батиста. Наряду с ними можно видеть людей, которым абсолютно начхать на свой внешний вид – отрез красной ткани на плечах, не больше.

Каждый житель коммуны, согласно своим предпочтениям и своему образу жизни, составляет личное расписание. День можно начать в пять утра, на медитации «Утренняя динамика », потом – завтрак, после можно пойти на занятия тайчи, борьбы или стрельбы из лука, которые проходят на общем плацу, или погулять в совершенно потрясающем парке. Можно поплавать, единственное условие, опять же - маруновые купальники. То есть можно чередовать медитации по расписанию с плаванием, прогулками и чашечкой кофе. На территории есть большое кафе, где все трапезничают, а недалеко от главной точки общепита, вблизи бассейна, расположена небольшая итальянская харчевня – там и посуда посимпатичнее, и блюда подороже. Абсолютно вся еда – вегетарианская. Насколько разнообразна, настолько и вкусна. Мягко говоря – полный ассортимент.

В коммуне работает автономная станция для очищения и подготовки воды для питья, вся посуда - стерильная. Возле душевых установлены специальные сейфы – для вещей, которые неудобно носить с собой. А вечером в ашраме – «развлекусики». Как говорят, кино-домино, дискотеки… В организации досуга в ашраме, как в пионерском лагере, активно участвуют и сами его жители.

Отдельно от общих медитаций, в которых участвуют до 200 человек одновременно, можно выбрать спецгруппу, в которой занимается не больше 20 человек. С переводчиком не бывает проблем – русскоязычных там хватает. К тому же каждый обитатель коммуны всегда придет на помощь другому ее обитателю.

Выделяется здесь и отдельная категория людей, которых называют «духовными трахателями» – они приезжают для того, чтобы без всяких предварительных ухаживаний, получить то, ради чего, собственно, ты и создан (зачем к этому словосочетанию присовокупляют, пардон, слово «духовные», неизвестно – ред.). Но вряд ли людей, обладающих подобным импульсом, можно назвать медитаторами – конечно, они сконцентрированы на определенных вещах, но это далеко не медитация. Жаль, что на территории ашрама запрещена фотосъемка (как и мобильные телефоны) – иногда можно увидеть совершенно удивительных людей.

Очевидцы невероятного

Алена Мазур:

Я для себя открыла Ашрам Ошо как место где можно не только хорошо отдохнуть с интересными людьми, но и действительно испытать мистический опыт и переживания! Делать медитации в Ошо центре совсем не то, что в Киеве. Сама атмосфера коммуны, энергия места, энергия людей, приехавших со всего Мира и одновременно медитирующих, усиливает состояние во время медитаций. Уединившись - можно лучше почувствовать и понять себя, объединившись- с другими - ощутить и обогатить себя новыми энергиями, переживаниями, эмоциями. Все в Ашраме устроено так, чтобы каждый искал и находил что-то новое для себя, чувствовал себя ЖИВЫМ И РАДОСТНЫМ. С того момента, когда человек вдруг начинает видеть радугу вокруг лампочки, он уже видит ее всегда и вокруг вех источников света… так и в Ашраме - получив новое для себя ощущение, например, счастья - всегда уже можно ЕГО увидеть в себе. По возвращению домой чувствуешь и понимаешь что ты живая и радуешься жизни. это ощущение здорово помогает здесь, в мире суеты и больших скоростей. Ведь в городе мы скорее не живем, а зарабатываем. Но это же не главное. Главное-это понять, ощутить узнать Себя! Евгений Клюев:Социальная жизнь продавливает нас стрессом, угнетает психику, поэтому человек должен принимать «противоядие». «Глупо не принимать лекарство». В данном случае медитация Ошо выступает своеобразной таблеткой. Для ума. Если ты стремишься к медитации, любишь то, к чему она тебя ведет – ты едешь в Ошо. Курорт Ошо - это попытка смоделировать среду, в которой ты привык находиться, и при этом дать тебе то, чего в обычной жизни не так-то просто обрести - свободу. Если просто смотреть на ашрам, ты можешь увидеть обычную жизнь: люди работают, учатся, отдыхают. Обычно люди всегда чего-то ищут. Чего? Ответ всегда один - счастья! Его, как правило, пытаются найти в периферийной деятельности и выводах логической части ума. Вот это будет хорошо, а это - плохо, вот тут счастье привалило, а тут им и не пахнет. И все сводится к обладанию - вещами, знаниями, людьми. А в итоге - ничего, кроме зависимости от того, чем мы желаем обладать. И все это - несуществующая тюрьма, проекция и выводы ума. А ведь тюрьмы-то и нет. В ашраме созданы все условия, чтобы эта игра ума проявлялась более рельефно и не исподдтишка, как в круговерти городской жизни. Благодаря этому каждый имеет возможность поставить свой ум себе на службу, а не наоборот. Такая "хирургия" может быть произведена. И в ашраме этот процесс проходит в условиях заботы и любви, которыми окружают ищущего, который идет по этому пути. Но если смотреть на это глазами, то можно не увидеть самого главного. Необходимо смотреть туда, откуда мы, но глазами этого не увидеть, это можно созерцать лишь внутренним взглядом. Если увидеть то место в себе, в котором находятся мир и покой, можно осознать, "чем на самом деле мы все являемся - фонтаном радости и счастья". Сам Ошо еще при жизни очень тепло отзывался о Харилале Пундже, которому принадлежат эти слова. Ашрам даеткаждому выбор: или выйти на солнечную поляну, или оставаться в темной комнате. Во время пребывания в ашраме мой ум (вернее, его аналитическая часть) пытался найти пользу. Буквально - стать более умиротворенным, цельным. Но главное то, что в ашраме вы получаете возможность вернуться к самому себе. Пользы как таковой не существует – ты просто есть. Ты туда едешь, потому что ты"влюблен в то, чего никогда не видел и не касался, влюблен в цветок, аромат которого тебе не ведом". И для тебя очень важно – вернуться и быть самим собой, а не набором функций и проекций ума, чтобы открыть в себе этот цветок. Осознать, что он всегда был и есть с тобой и никуда никогда не девался. Побывавшие в ашраме рассказывают о нем разные вещи. Наверное, это правильно. Люди ведь по своим формам разные. Зачем спорить, какая лучше?! В ашраме этот театр форм существует, как и везде, но, пожалуй, это единственное место в мире, где человеческое существо может насладиться наиболее близким к "эталонному" человеческим качеством свободы - вместе со многими, кто идет в этом направлении.

Цитата
Почему я противоречу себе? Я не учу философии здесь. Философ должен быть очень последовательным - совершенным, рациональным, логичным, всегда готовым аргументировать и доказывать свои высказывания. Я не философ. Я не даю вам здесь совершенную догму, за которую вы можете ухватиться. Все мое усилие заключается в том, чтобы дать вам Не-ум. Догма же делает человека определившимся. Я здесь не для того, чтобы дать вам обещание на будущее - любое обещание на будущее делает человека уверенным. Я здесь просто-напросто для того, чтобы сделать вас внимательными и осознанными. Это значит: быть здесь и сейчас - со всей неуверенностью, которая и есть жизнь; со всей неопределенностью, которая и есть жизнь; со всей опасностью, которая и есть сама жизнь

Ошо

Кстати
«Оранжевых» книг в Украине, видать, напишут еще не один десяток. Но для людей, занимающихся медитацией, главная «Оранжевая книга» уже существует. По сути, это сборник медитационных техник Ошо, а также внушительный объем выдержек и цитат из всех его книг. Некоторые из техник - Випассана, Надабрахма, Кружение - были известны медитирующим многих традиций в течение столетий. Другие - Динамическая, Кундалини, Гуришанкар - отражают как мудрость этих традиций, так и открытия современной психологии.

Ссылка

Анна Лахман

« Бороться за добро | ПРИВИВКА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ »