ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вторая неделя

День восьмой

Упражнение 1 "Фиксация зрительных образов" – выполняется с той же длительностью, что и в седьмой день занятий (10 минут).
Упражнение 2 "Человек"
Выполняется в течение примерно 20 – 25 минут.
Цель: сформировать ощущение себя, как части Человечества и понимание (знание) важности своей роли по отношению к человечеству как виду.
Выполнение:
Сохранять нейтральное состояние и настройку на серьезную работу;
Представить себе максимально отчетливо все человечество со всеми его проблемами и противоречиями, понять, что каждый из нас является его неотъемлемой частью, ощутить не только чувство сопричастности к этим проблемам, но горячего желания решить их, улучшить жизнь людей в высоком смысле этих слов. При этом надо выполнить следующие действия:
Представление места: представить себя (максимально четко) полностью отрезанными от людей, вы один одинешенек на необитаемом острове (и никаких Пятниц с вами рядом нет и быть не может) – как измениться ваша жизнь и будет ли в ней тогда какой-то смысл? И много ли пользы принесут вам все ваши вещи, включая все имеющиеся у вас деньги? И долго ли вы так протянете, пока не умрете?
Представление элементов: представить себе, что вы остались на Земле один, что все остальные люди стали недоступны вам – вы лишились возможности какого либо общения с ними (скажем, они объявили вам бойкот), все, без исключения; и подумать, долго ли бы вы "протянули" в этом случае. Затем представить тот небольшой круг людей, с которыми вы общаетесь, и вспомнив об их других знакомствах, обратить внимание на то, что через цепочку не более чем в 5 – 6 человек вы оказываетесь знакомы со всеми остальными людьми на Земле. Все они по сути ваши хорошие (или плохие) знакомые. Больше того, ваши ближайшие родственники – спросите любого генетика, и он объяснить вам, что это так.
Представление времени: представить себе краткость, мгновенность своего существования в истории человечества и зависимость своего социального положения от истории своих предков (каждый из которых был знаком с некоторым числом людей, в свою очередь через цепочку не более чем в 5 - 6 человек знакомых со всеми остальными людьми своего времени);
Представление отношений, которые существуют и могут существовать между людьми. Откуда люди знают как вести себя в обществе? Очевидно, что учатся. Получают эту информацию у уже живущих людей. Обдумать значение и роль языка, не только как средства передачи информации, но прежде всего как средства управления поведением других людей. Значение внутреннего диалога. Роль нелогических компонентов речевой коммуникации, воздействующих помимо сознания "на подкорку"...
Рассмотрение системы: что же связывает людей между собой в целый социальный организм? Обдумать понятие социокода (сутра 1.4). Проследить пути и формы его передачи, сохранения и изменения. Ощутить себя частицей-преносчиком фрагмента этого кода и свою важную роль в сохранении человечества, как вида (т.е. не только как биологического вида, но и как социального организма). Подумать о роли религии и науки в жизни общества и себя лично.
Выйти из упражнения, "вернувшись к людям", с оценкой его результатов и периодической проверкой его последствий в течение дня.

Упражнение 3 "Самовоспоминание дня".
Выполняется начиная с восьмого дня занятий ежевечерне (лучше всего – перед сном) в течении всего нескольких минут.
Цель: развить навыки анализа своего поведения и его максимально объективной оценки.
Выполнение:
Войти в нейтральное состояние, расслабиться и настроится на серьезную работу;
Вспомнить события прошедшего дня (или, для начала, некоторой, наиболее значимой его части, скажем процесс выполнения ИУ) с целью определить характер каждого своего поступка, был ли он:
бездумным соблюдением установленного ритуала;
или сознательным действием, направленным на достижение ясной цели (в том числе осознание и решение задачи).
Во втором случае также определить: достижение какой цели преследовалось и насколько эта цель естественна, не является ли она кажущейся (вы действительно хотели именно этого? Этого хотели именно вы?), а также продумать достойные ли средства выбирались для достижения этой цели.

День девятый

Упражнение 1 "Фиксация зрительных образов" – выполняется в течении примерно 5 минут.
Упражнение 2 "Освобождение образов".
Выполняется в течение примерно 10 минут.
Цель: развить навыки работы с "мыслеобразами" (ментальными формами).
Выполнение:
Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
Зафиксировать как можно четче (до физического ощущения его существования) в воображении (с использованием навыков, полученных в предыдущих упражнениях) выбранный (произвольный) объект, затем "освободить" его, "выпустить из своей головы", "дать ему самостоятельное существование, окрасив положительными эмоциями. Прислушаться к ощущениям, "пообщаться с "освобожденным объектом".
Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.
Упражнение 3 "Сознание".
Выполняется в течение примерно 15 – 20 минут.
Цель: сформировать ровное и спокойное отношение к своему сознанию, как видовому психологическому механизму, дарящему нам ряд преимуществ, и обладающему некоторыми недостатками, но ни в коей мере не дающем нам право на какую бы то ни было исключительность, избранность, божественность. Настрой на то, что этим инструментом можно научиться владеть лучше, чем сейчас, и что это инструмент – единственная надежда человечества.
Выполнение:
Сохранять нейтральное состояние и настройку на серьезную работу;
Продумать – прочувствовать работу механизма сознания и его значения для нас. При этом надо выполнить следующие действия:
Механизм: попытаться осознать ("прислушаться") как работает ваше сознание – проверить, что это больше всего похоже на понимание того, о чем же вы думаете, т.е. по сути на построение модели ваших мыслей мира (ведь понять – значит построить модель). Убедится, что работа сознания связана с языком. Оценить насколько хорошо механизм сознания описывается моделью "Система усиления-торможения". Вспомнить (на своем или чужих примерах) как механизм сознания медленно формируется и крепнет в нас по мере нашего роста (прежде всего в детстве). Подумать о свойствах сознания – его одноканальности, энергоемкости. Подумать о связи сознания и сна – когда мы спим без сновидений и сознание "выключено", мы живы или нет? А потеря сознания? И так ли уж страшна смерть? Оценить "диапазон" сознания – максимальную и минимальную длительность осознаваемых событий (в отличие от субсенсорного восприятия), их объем, значимость и т.п. Осмыслить те преимущества, и те проблемы и недостатки, которые дает нам разделение психики на создание (модели моделей) и подсознание (все остальные психические процессы в нас).
Значение сознания в жизни: вспомнить несколько примеров неудач в своей жизни или в жизни других людей и проанализировать те предыдущие действия, которые привели к ним. Убедиться, что во всех случаях причиной неудач было действие по наитию, по сиюминутной "прихоти", без попыток анализа возможных последствий, т.е. несознательное поведение, неуправляемое действие. Это могла быть просто усталость, поспешность, невнимательность или стремление к удовлетворения исключительно "сиюминутных" (эгоистических) желаний, порывов, отсутствие сил или привычки задумываться, контролировать себя, и, если надо, преодолевать – управлять собой. Конечно, и управляемое действие не всегда приводит к желаемому положительному результату, и использование интуиции также необходимо для "успеха дела", но неуправляемое (как в личной жизни, так и в политике, технике, науке) всегда в конечном итоге рождает вред и является причиной зла. Подумать о неестественности неуправляемого, о неизбежности возникновении "органа управления" в любой достаточно сложной системе и выхода его на ведущую роль в этой системе.
Мягко выйти из упражнения, с оценкой его результатов и периодической проверкой его последствий в течение дня.
Упражнение 4 "Самовоспоминание дня"
– выполняется вечером (лучше перед сном), с той же длительностью и так же, как и в восьмой день занятий.

День десятый

Упражнение 1 "Фиксация зрительных образов" – выполняется с той же длительностью, что и в девятый день занятий (5 минут)
Упражнение 2 "Освобождение образов" – выполняется в течении примерно 5 минут.
Упражнение 3 "Истинное Я".
Выполняется в течение примерно 20 – 25 минут.
Цель: это очень сложное упражнение, пожалуй самое сложное из всех. И не страшно, если оно не получится с первого раза. Но его важно сделать. Его цель – отделить свое сознание от ощущения себя, понять, что именно способность сознавать самого себя (строить модель самого себя) не только отличает (в лучшую или худшую строну – сейчас неважно) человека от животных (и может быть и выделяет во Вселенной, как исключительное явление), но и является тем единственным постоянным в нас, благодаря чему мы и говорим про себя – "Я". Что она, эта способность, не возникает вне общества, и что способствуя развитию общества мы тем самым способствуем развитию себя. Что именно развитие общества - это наиболее эффективный и полезный (для нас самих) путь развития себя.. Замыкаясь на самом себе, на идее самореализации, мы загоняем себя в тупик, в ад одиночества, в кошмар экзистенциального психоза, ибо лишаем себя объективных целей своего существования.
Выполнение:
Сохранять нейтральное состояние и настройку на серьезную работу.
Продумать – прочувствовать работу нашей души, попытаться разобраться в том, что это такое и как "устроено". При этом надо выполнить следующие действия:
Отделение сознания от "души" – после выполнения упражнения "Сознание", это сделать нетрудно. Надо просто понять, что механизма сознания – это еще не ощущение Я.
Локализация души; проверить, что же у вас остается в таком случае в качестве Я: это либо некоторое обобщенное описание ваших основных особенностей (модель самого себя), хранящееся где-то в памяти (что мало вероятно, чего только не храниться в нашей памяти), либо знание о том, что мы способны понимать свои мысли – строить их копии (обладаем сознанием), либо же просто сама способность эти копии строить. Надо подумать обо всех этих (и возможных других) вариантах. Уйти в себя на поиски самого себя. В конечном итоге окажется, что только способность сознавать самого себя и можно хоть как то ассоциировать с нашим истинным Я, с нашей "душой".
Душа и тело: если сознание – это механизм работы мозга, точнее тела (ведь мы думаем всем телом), и этот механизм достаточно легко выключается (на время, когда мы спим, или насовсем, когда умираем), ломается (когда мы сходим с ума), то можно ли говорить о сознании вне тела. И уж тем более о душе, которая, по некоторым представлениям, живет в нас от Бога (временно, пока живо наше тело)? Можем ли мы теперь отделить тело от духа. Можем ли рассматривать их не как две неотъемлемые стороны одной медали? Может ли реальная монета иметь только одну сторону?
Тело и социум; но вспомним: как тело (являющейся крохотной песчинкой Вселенной) не может жить вне социума, так и наше Сознание, наша душа не может возникнуть и жить вне социума. Как история наших предков в целом (а порой и во множестве мельчайших деталей) определяет наше нынешнее положение в настоящем, так и события Космоса, этого Бога всех Богов, не могут не влиять на наш социум. Все не случайно под Луной.
Мягко выйти из упражнения, с оценкой его результатов и периодической проверкой его последствий в течение дня.
Упражнение 4 "Самовоспоминание дня"
выполняется вечером (лучше перед сном), с той же длительностью и так же, как и в восьмой день занятий.

День одиннадцатый

Упражнение 1 "Освобождение образов"
выполняется с той же длительностью, что и в десятый день занятий (5 минут).
Упражнение 2 "Вспышки пространства".
Выполняется несколько (5 - 7) раз (что должно занять около 10 минут времени).
Цель: сформировать навыки полного и точного восприятия действительности.
Выполнение:
Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
Закрыть на 30-60 секунд глаза, затем резко открыв их посмотреть на заранее намеченный (или случайный) предмет, стараясь ( в течении некоторого времени, 1 - 2 минут) ощутить его максимально полно всеми своими сенсорными каналами восприятия, проникнуть в его суть
Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.
Упражнение 3 "Управление подсознанием"
(точнее, настройка подсознания на решение задачи) – выполняется 1 раз (на что уходит примерно 5 минут времени).
Цель: сформировать начальные навыки управления работой подсознания (направления его деятельности в "нужное русло").
Выполнение:
Сохранять (или восстановить) нейтральное состояние и настроится на серьезную работу;
Выполнить следующие действия:
выбрать задачу (непонятную ситуацию из жизни, препятствие, трудность, любую задачу из предыдущих задач "Вселенная", "Человек", "Сознание", "Истинное Я").
хорошо вспомнить или понять задачу, разобраться в ее условиях (если задача где-то записана - внимательно прочитать эти условия не менее пяти раз, если это задача из жизни – как можно лучше вспомнить ситуацию ее возникновения с опорой на уже имеющиеся навыки);
несколько секунд полностью сосредоточиться на выбранной задаче, стараясь представить ее себе задачу максимально цельно, эмоционально "зарядить" ее;
мысленно "погрузить" всю эту целостность в глубину своего мозга – дать подсознанию образ-задание на решение данной задачи (с возможным указанием срока для выдачи ответа);
полностью забыть о задаче, переключиться на другие вопросы.
Выйти из упражнения без каких либо оценок и сознательных возвратов к решению задачи или оценке результатов данного упражнения (решение само "всплывет" – как бы из глубины вашего тела – вы непременно обнаружите его в себе спустя некоторое время).
Упражнение 4 "Самовоспоминание дня"
выполняется вечером (лучше перед сном), с той же длительностью и так же, как и в восьмой день занятий.

День двенадцатый

повторяются упражнения предыдущего дня занятий.
Упражнение 1 "Освобождение образов" – выполняется с той же длительностью, что и в одиннадцатый день занятий (5 минут).
Упражнение 2 "Вспышки пространства" – выполняется столько же (5-7) раз, что и в одиннадцатый день занятий.
Упражнение 3 "Управление подсознанием" – выполняется 1 раз (ориентировочно 5 мин), как и в одиннадцатый день занятий.
Упражнение 4 "Самовоспоминание дня" – выполняется вечером (лучше перед сном), с той же длительностью и так же, как и в восьмой день занятий.

День тринадцатый

Упражнение 1 "Вспышки пространства"
выполняются с той же длительностью, что и в одиннадцатый день занятий (5 минут).
Упражнение 2 "Ценности".
Выполняется в течение примерно 15 - 20 минут.
Цель: сформировать критическое, а как минимум ровное и спокойное отношение к официально признаваемым (и широко рекламируемым средствами массовой информации) "благам цивилизации".
Выполнение:
Сохранять нейтральное состояние и настройку на серьезную работу;
Продумать свое отношение к благам цивилизации, в том числе к деньгам. При это речь не должны идти о переходе к чисто спартанскому образу жизни, а только о понимании их истинного места и роли в вашей жизни. Не об отказе от всех (или некоторой части) признаваемых обществом материальных ценностей – нужны так нужны, а лишь о выработке сознательного, критического отношения к ним. При этом надо рассмотреть следующие вопросы:
Представление элементов: спокойно (без эмоциональной оценки, фиксации своего личного отношения к ним) рассмотреть возможные виды разных жизненных благ, начиная от благ комфорта разного уровня (от доступного любому городскому жителю, до изысканности богача) и кончая положением в обществе, широкой известностью, славой и т.п.
Представление места (их концентрации): подумайте, сколько людей и как "наживаются" на продаже всех этих благ цивилизации таким как вы. Даже если вы сами зарабатываете как раз на этом – сколько людей зарабатывают гораздо больше вас? Не является ли такое неравномерное распределение благ скрытой формой кражи? И увеличивает ли такое неравномерное распределение средств стабилизацию общества, способствует ли, по большому счету "счастью для всех, чтобы никто не ушел обиженным"?
Представление времени: проверьте – сколько бы ни было у вас, например, денег, их всегда мало. Подумайте, существует ли предел, или вам только кажется, что он существует. И как быстро можно истратить все ваши запасы. А теперь представить себе, что этих благ нет (они все сразу исчезли). Что вы представляете из себя без них? Что вы готовы были бы отдать за их наличие? Могли бы вы пожертвовать ради них своими близкими, несколькими годами своей жизни (что часто и происходит в связи с детренировкой организма и снижением его защитных сил когда эти блага есть), своими интересами, призванием, полнотой жизни.
Представление отношений: продумайте, действительно ли стоящим делом наполнена ваша жизнь? Ответьте себе честно (а это очень непросто) на вопрос: кому по большому счету все это действительно нужно? Отдельным богачам или всему человечеству? Становиться ли мир вокруг вас в самом деле лучше и чище в результате ваших усилий? Сколько же вы на самом деле стоите? Можно ли оценить человека по уровню его достатка, или это явление гораздо более широкого плана, требующее и других оценок? Можете ли вы позволить себе более высокие ценности, чем деньги и материальные блага, независимо от того, как все это сейчас оценивает известный вам круг знакомых? Постарайтесь не обманывать себя, как бы трудно эти ни было. Быть независимым от средств массовой информации и того мирка, в котором вы живете. Быть "самим собой". Выйти в надсистему и оценить все взглядом сверху...
Рассмотрение системы: вспомните каких-то своих знакомых, хорошие книги, спектакли, фильмы, свой жизненный опыт: дает ли наличие изысканных благ счастье? Делает ли (или сделает ли) наличие всех этих благ вас действительно счастливым человеком? Или несмотря на них у вас все равно остается (станется) масса тревожащих вас проблем? Оцените сколько сил приходится тратить на все эти блага (их получение и поддержание их наличия). Оправданы ли эти усилия? Или только увеличивает хлопоты, суетню? Или даже заметно усложняет жизнь, да еще и, порой, делает ее пустой и бессмысленной? Где оптимум между затратами и приобретениями? И вообще, насколько ли вам важен этот комфорт, а тем более его избыток? Проверьте, не занимаетесь ли вы постоянным самовнушением необходимости этих благ, невозможности отказаться от них или того, что именно они делают вас счастливым?
Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.
Упражнение 3 "Управление подсознанием"
выполняется так же, как и в одиннадцатый день занятий (с возможным добавлением в качестве очередной "задачки" темы предыдущего упражнения).
Упражнение 4 "Самовоспоминание дня"
выполняется вечером (лучше перед сном), с той же длительностью и так же, как и в восьмой день занятий.

День четырнадцатый

Упражнение 1 "Вспышки пространства" – выполняется столько же (5-7) раз, что и в одиннадцатый день занятий. Упражнение 2 "Ритуалы" (в целом).
Выполняется в течение примерно 20 – 25 минут.
Цель: сформировать критическое отношение к традициям и ритуалам, нормам поведения, принятым в обществе и сознательное отношение к этике. Понимание значения этики в жизни общества и личности. Это еще одно очень сложное упражнение. Ведь ритуалы (см. сутру 4.2) с одной стороны дают нам свободу (позволяя не задумываться над своими поступками), а с другой ограничивают эту свободу (уводя в сторону от своей цели), навязывают "несвойственное" нам поведение. А этика, рождая определенное общество, рождается вместе с ним (ни то, ни другое не является первичным – как курица и яйцо). Вы вряд ли (как и в предыдущем упражнении "Ценности")ответите себе на все возникающие в нем вопросы за 20 минут упражнения. Но сейчас важно, чтобы вы поставили их перед собой
Выполнение:
Сохранять нейтральное состояние и настройку на серьезную работу.
Подумайте о роли, месте и значении в жизни общества и самого себя традиций и ритуалов, принятых в этом обществе норм поведения, их связи с этикой, о значении этики в жизни самого себя и общества. При выполнении этого упражнения рекомендуется использовать результаты упражнения "Самовоспоминание дня". При этом надо рассмотреть следующие вопросы:
Представление элементов: рассмотреть характер (родство и отличие) ритуалов и поддерживающих их мифов разных уровней: личных (привычки, манеры и т.п.), групповых (семейных, рабочих, возникающих во временных коллективах, между старыми друзьями и др.), национальных, общечеловеческих. Из каких элементов они могут состоять? Как ритуалы разных уровней влияют друг на друга? Если этика – это система норм и правил поведения человека в обществе, то как она связана с ритуалами? Продумать можно ли различить этику знания (когда человек только знает, как надо поступать) и этику действия (когда он не может поступать по-другому). И можно ли в первом случае говорить об этике?
Представление времени: можно ли представить себе общество без ритуалов? Сравнить ритуалы прошлого (в вашей жизни и в истории) и ритуалы будущего? Каким вы хотели бы видеть это будущее в смысле обеспечивающих его ритуалов?
Представление места: попытаться проанализировать, в каких ритуалах в настоящее время вы принимаете активное участие? Насколько они важны для вас лично? Насколько они определяют ваш характер, вашу судьбу, ваше будущее, ваше прошлое?
Представление отношений: подумайте, может ли быть полностью соблюден ритуал при внутреннем "неучастии" в нем? Как осуществить выбор между искренностью (полной отдачей ритуалу) и лицемерием (формальным участием в нем)? И надо ли его делать?
Рассмотрение системы: продумать, что конкретно навязывает вам ритуалы, в которых вы не хотите участвовать? Какие ритуалы вы лично навязываете людям, нравиться ли это им? И допустимо ли это? Где вы можете позволить себе быть искренним до конца, где частично, а где вам надо искать путь к свободе. Для чего вам эта свобода? Соответствует ли ваша этика тем требованиям, которые вы считаете правильными (требованиям ваших ритуалов). Что для вас важнее – конкретные окружающие вас люди (и их благополучие), или какие-либо отвлеченные (путь даже внешне весьма благородные) идеи. Чего вы хотите больше и чем готовы жертвовать ради этого?
Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.
Упражнение 3 "Управление подсознанием" – выполняется так же, как и в одиннадцатый день занятий (с возможным добавлением в качестве очередной "задачки" темы предыдущего упражнения).
Упражнение 4 "Самовоспоминание дня" - выполняется вечером (лучше перед сном), с той же длительностью и так же, как и в восьмой день занятий.

« 1 2 3 4 5 »

« Краткий словарь эзотерика. | Богословие Апокалипсиса. Толкование. »