Икебана.

Икебана.

Древнее японское искусство составление букетов

Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет. Есть несколько разных школ, направлений икебаны. Каждая школа имеет свои, законы. Мы расскажем об основных принципах одной из крупнейших школ икебаны - школы Согэцу.

Красота букета и красота цветка, ветки - это совсем не одно и то же. Цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, если их поставить, показать соответствующим образом.
В букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Что это означает?

Новизна - это неожиданная форма букета, необычный материал, из которого он составлен.
Под динамичностью подразумевается то, что в букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество. Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом.
Пропорциональность - это прежде всего соответствующие размеры трех главных элементов букета (об этом речь будет идти ниже). Это сбалансирование трех основных элементов добавочными ветками, Цветами, которые называются дзюси (помощники).
Наконец, гармония. В частности, гармония цвета. Трудно, скажем, сочетать в одном букете такие цвета, как красный, желтый и голубой. Трудно, но можно. Один цвет должен гармонировать с вазой, другой (самый броский) будет представлен небольшим цветовым пятном, а третий станет главным цветом букета. Важна и гармония всего букета с вазой. Если букет яркий или составлен только из цветов, то вазу лучше взять одноцветную. Обычно в букете цветы, ветки, листья - главный элемент букета. Но бывают случаи, когда главной становится ваза. Тогда ставят небольшой, скромный букет, такой, чтобы он не затмил красоту вазы, а еще больше подчеркнул ее изящество. В-третьих, букет должен гармонировать с тем местом, на которое он будет поставлен. Форма букета должна зависеть от того, где он будет стоять: посредине стола, в углу, в нише и т.п.

Букеты ставят в высокую вазу или в низкую.
Чтобы укрепить цветы и ветки в низкой вазе, употребляют специальные щетки - латунные иглы на свинцовой основе. В высокой вазе стебли можно укрепить перекладинами из твердых веток. Перекладины привязывают к нижним концам веток с таким расчетом, чтобы они упирались в стенки вазы.

Перед тем, как делать букет, надо оживить цветы, листья, ветки, если они немного завяли: подрезать концы стеблей, опустив их в воду.
Японский букет состоит из трех главных элементов, которые на рисунках-схемах условно обозначены так:
син (), соэ () и хикаэ ().

Это скелет букета. Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу.
Размер первого элемента - син - полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы.
Второй главный элемент - соэ - должен составить 3/4 высоты первого элемента (син), третий элемент - хикаэ - 3/4 от второго элемента (соэ).
Если букет составляют из зелени и цветов, то син и соэ - это зелень, а хикаэ - цветы.

К каждому из трех главных элементов добавляются помощники (дзюси). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним. Если син, соэ, хикаэ - это скелет букета, то дзюси - его мясо. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка-хозяин (цветок - так цветы, ветка - так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента - хикаэ - ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме. Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.

Начиная составлять букет, надо прежде всего из имеющегося материала выбрать самую высокую и красивую ветку. Посмотреть, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка или цветок выглядит наиболее выигрышно. Листья большинства растений имеют "лицо" и "изнанку". Так вот "изнанка" листьев не должна быть видна. Затем надо отмерить длину ветки (см. выше), срезать все некрасивые, "лишние" листья, цветы.
С нашей точки зрения, японцы, подготавливая ветку для букета, беспощадно обрезают ее. Они прореживают густые ветки, убирают все некрасивые части, срезают все задние листья и ветки, которые накладываются на передние. Сосну, например, ощипывают так, что главный стебель и развилки веток становятся голыми. При этом очень четко вырисовывается основная линия ветки. Одно из правил икебаны гласит: не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья во имя создания красоты.

Подготовленную таким образом ветку поставьте в вазу по выбранной схеме (см. ниже). Это будет ветка син.
Потом таким же образом подбирается и подготавливается второй элемент- соэ, который должен иметь длину 3/4 от первого. После соэ ставится третий элемент - хикаэ.

Поставив три главных элемента, надо взглянуть на букет со стороны. Потом добавить ветки и цветы-помощники, опять посмотреть издали, поправить, подрезать, и букет готов.
Количество веток и цветов в букете не имеет значения, главное - гармония.

Есть две основные формы: прямостоячая и наклонная и семь разных вариантов схем каждой формы. За вариантами схем закреплены определенные порядковые номера.
В прямостоячих формах букета главный элемент син всегда имеет наклон 15° (по отношению к вертикали), а у наклонных форм син имеет наклон 45°. Кроме того, в наклонных формах элементы син и соэ меняются местами.Некоторые варианты букетов наклонной формы

Изогнутые, искривленные ветки и стебли цветов больше подходят для икебаны наклонной формы, прямые ветки - для прямостоячей.
Коротко об особенностях некоторых вариантов, схемы которых здесь даны. Вариант № 3 - букет трехсторонний. В варианте № 4 отсутствует второй элемент соэ. Этот вариант употребляется особенно часто. Вариант № 5 - син и соэ ставятся вместе, а в стороне от них, как можно дальше - хикаэ. Ваза для этого букета должна быть удлиненной. Такой букет особенно хорош летом, потому что вода, которая видна между двумя частями букета, создает впечатление прохлады.Некоторые варианты букетов прямостоячей формы

Один из вариантов - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода, поэтому дэюси не ставят.

Несколько дополнительных советов для желающих заняться составлением букетов.
Каждый вариант может быть зеркально перевернут.
Мелкие цветы, вроде ландышей, лучше связать в пучки, а потом уже ставить в вазу.
Ветки и листья, такие, как у туи, папоротника, нельзя ставить в полный анфас или профиль. Им надо придать небольшой поворот и наклон (по схеме).
Строгое соблюдение градуса наклона главных элементов букета не так уж обязательно.
Изогнутые ветки надо ставить так, чтобы верхний конец смотрел вверх, а не вниз. Это правило не касается букетов свободной формы.
В икебане (обратите внимание на схемы) над каждым букетом обязательно должно быть пустое пространство - это неотъемлемая часть красоты букета.

После всех указаний и рекомендаций в японской литературе, касающейся составления букетов, обычно говорится, что глаз и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил.

"Наука и жизнь"

« Сад в бутылке. | Тайны великих бессмертных йогов Индии. »

Здесь может быть Ваша реклама!