Холотропное дыхание

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание - самая мощная из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник («большая тройка» - холотропное дыхание, «вайвейшн», «ребёфинг»).

Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы С.Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной замены психоделической терапии.

Удивительна история создания холотропного дыхания. Еще до запрета в США (а потом и во всем мире) психоактивных веществ было замечено, что в конце психотерапевтической психоделической сессии, если проблема не была проработана до конца, пациенты начинали интенсивно дышать, чтобы продолжить оставаться в измененном состоянии сознания и доработать тот психологический материал, который поднялся из бессознательного.

Поэтому после запрета на использование психомиметиков в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф стали использовать в своей работе интенсивное дыхание. Поначалу группа пациентов интенсивно дышала, а С.Гроф был инструктором, ведущим процесса, и помогал участникам. Но в один «прекрасный» день он потянул спину и не смог помогать дышащим. Тогда у него возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии: во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Результат превзошел все ожидания. Переживания у участников процесса оказались гораздо более интенсивными, а психотерапевтический эффект от сессий более сильным.

Холотропное дыхание - официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Станислав и Кристина Гроф
ПРИНЦИПЫ ХОЛОТРОПНОГО ДЫХАНИЯ

Теоретические положения

Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.

Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропным дыханием, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.

Эти целительные силы проявляются спонтанно и не ограничены опытом известных школ психотерапии или работы с телом.

Практический подход

Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы, лепкой из глины, спонтанными танцами и обсуждением опыта. Холотропную дыхательную работу можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли холонавтов, то в роли ситтеров.

Перед первым опытом дыхания участники получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания (биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для переживающих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и, если они касаются кого-то из участников, эти люди получают рекомендации специалистов.

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о вмешательстве.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является среднестатистическим, его следует изменить, если динамика групповой энергии протекает иначе.

Ситтеры во время сессии должны быть ответственными и ненавязчивыми, эта роль гарантирует эффективность, безопасность окружения, уважение к естественному разворачиванию переживания и обеспечивает помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь, если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.) Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.

Очень важно иметь достаточно времени для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению, однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии ведущий предлагает работу с телом в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с дышащим, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни принимало. Эта работа с телом является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.

Групповое обсуждение происходит в тот же день после большого перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и холотропное дыхание. Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять посредством рефлексии свои прозрения, полученные в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. Возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.

Существует множество подходов, дополняющих холотропное дыхание: практика гештальттерапии, песочная игра Доры Кальф, биоэнергетика, различные формы массажа, акупунктура и т.д. Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропного дыхание. И если практика проведения сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название “холотропное дыхание”. Мы просим заменить это другим термином, не связанным с нашими именами.

Холотропное дыхание – это один из самых эффективных и мощных методов психотерапии, самопознания и личностного роста, разработанный американскими трансперсональными психологами Станиславом и Кристиной Гроф. Данный метод использует издавна известные человечеству уникальные возможности необычных состояний сознания, объединяя эти знания с достижениями современной психологии и психотерапии.

Вызывая у себя необычные состояния сознания с помощью эффективной и безопасной техники, основными элементами которой являются интенсивное дыхание, побуждающая музыка и спонтанное погружение в поток всплывающего опыта, участники смогут открыть и пережить глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации, и освободиться от них. Интеграция материала практических сессий продолжается через телесноориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе.

Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
побуждающая музыка;
помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

«... Последние тени наших сомнений полностью рассеялись в середине семидесятых годов, когда мы разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием, и начали систематически использовать его в наших семинарах.

Этот метод, сочетающий в себе такие простые средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые мы обычно наблюдали во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить, - дыхание.

Переживания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным и преобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния. Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется от проблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее. Это процесс очищения и освобождения от старых травм, который открывает путь для очень приятных или даже экстатических и трансцендентных переживаний и ощущений.»

Перед началом процесса участники делятся на пары. Во время дыхательной сессии один человек является ситтером (от англ. sitter, сиделка, помощник), другой - холонавтом (дышащим).

Ситтер выполняет роль ангела-хранителя своего холонавта, человека, который помогает своему партнеру отправиться в путешествие. Задачи ситтера следующие:
Обеспечить безопасность своего холонавта.

Это - самая первая и самая важная задача. Для ситтера в момент сессии его холонавт - ЦАРЬ и БОГ, единственное значимое существо на Земле.

Если холонавт начинает интенсивно двигаться - задача ситтера подушками и своим телом оградить своего холонавта от физических повреждений. (Например, если ваш холонавт начинает бить рукой о пол - подложите подушку.) Если соседний холонавт может удариться о вашего - вы, как ситтер, становитесь стеной, ограждающей вашего холонавта. И т.д.

Обеспечить возможность аутентичного проявления для своего холонавта.

Задача ситтера - создать условия, при которых ничто не нарушит поток переживаний его холонавта. В частности, это означает, что ситтер НЕ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не должен вмешиваться в процесс холонавта, если тот его об этом не попросит. Также ситтеру нельзя глазеть по сторонам и КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено разговаривать. (Любая разговорная речь сразу вышибает дышащего из процесса).

Кроме того, одна из главных обязанностей ситтера - НЕ ПРИВНОСИТЬ свой процесс в процесс холонавта.

Известен классический отрицательный пример, приведенный у С.Грофа. Ситтер (женщина), решила, что ее холонавту нужна материнская любовь и со слезами на глазах обняла его во время дыхания. А ее холонавт переживал в это время, что он викинг, сражающийся с врагами. Как следствие, холонавт пережил «крутой облом» - поток его переживаний был разрушен.

Помочь холонавту снять напряжения, возникающие во время дыхания.

Подобная помощь осуществляется ТОЛЬКО ПО ЗАПРОСУ дышащего. Если холонавт не просит ему помочь - ситтер НЕ ДОЛЖЕН вмешиваться.

Помощь в снятии физических напряжений осуществляется либо с помощью предоставления статической физической нагрузки на напряженные мышцы (об этом дается подробная инструкция на тренинге), либо с помощью разминания напряженных участков тела. Последний способ не рекомендуется, поскольку он: во-первых, не позволяет разрядить спазмированные области; во-вторых, ситтер «делает работу ЗА ХОЛОНАВТА».

Напоминать холонавту о необходимости дыхания. Иногда холонавт забывает о необходимости интенсивного дыхания. (в течении первых 40 минут) В этом случае задача ситтера - ненавязчиво напомнить о необходимости дышать. Обычно для этого ситтер начинает в ритм дышать над ухом холонавта. Напоминать о дыхании словами НЕЛЬЗЯ - вы разрушите переживания холонавта.
В том случае, если холонавт захочет выйти в туалет, задача ситтера - сопроводить холонавта туда и обратно.

В случае, если ситтеру самому нужно отлучиться в туалет - он должен попросить соседних ситтеров или кого-то из помощников ведущего присмотреть за его холонавтом.

Ситтер может танцевать вокруг холонавта или делать что-либо еще. Единственное: ситтеру КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено интенсивно дышать самому - иначе вместо ситтера и холонавта могут появиться ДВА ХОЛОНАВТА.

Холонавт (дышащий) - главное действующее лицо захватывающего действа, называемого холотропным дыханием. Задачи холонавта только одна - войти с помощью дыхания в измененное состояние сознания и далее проявлять себя аутентично (быть собой).

Что значит «быть собой»? Это означает, что если вашему телу хочется двигаться - двигайтесь, если вам хочется плакать - плачьте, хочется смеяться - смейтесь, хочеться петь матерные песни - пойте матерные песни. Если Ваш завтрак просится наружу - чтож, позвольте ему выйти (это не ваша проблема - а проблема ведущего тренинга. Задача ситтера при этом - обеспечить свободу ваших проявлений.

В отличие от вайвейшн, во время холотропного дыхания есть только одно требование к дыханию: дыхание должно быть связным, то есть холонавт дышит БЕЗ ПАУЗ МЕЖДУ ВДОХОМ И ВЫДОХОМ. (Обычно человек дышит в жизни так: ВДОХ - ЗАДЕРЖКА - ВЫДОХ - ПАУЗА). Дышать носом или ртом, с акцентом или без акцента - это не важно. Важно быть аутентичными.

Чем глубже человек дышит, тем более мощные идут переживания, чем быстрее - тем быстрее они меняются. Как именно дышать - определяет во время дыхания сам холонавт, причем ритм, скорость, частоту и глубину - можно менять по своему усмотрению. Однако, если дышать медленно и неглубоко, то, скорее всего, никаких переживаний не будет. Принцип холотропной работы: как поработал - то и получил. В отличие от ребефинга НИКТО не будет заставлять вас интенсивно дышать. Можно не дышать совсем.

Сложно интенсивно дышать только первые 10-15 минут. Затем дышащий входит в измененное состояние сознания и интенсивно дышать становится несложно. Примерно через час-полтора ЛЮБОЙ человек перестает интенсивно дышать и дыхание возвращается к норме. Вы даже НЕ СМОЖЕТЕ заставить себя через 1,5 часа дышать интенсивно. Есть исключение: шизофреники при вхождении в интенсивное дыхание дышат 4-5 часов, а не полтора.

Во время холотропного дыхания холонавт может управлять режимом дыхания. Кроме того, холонавт всегда может остановить интенсивное дыхание - через 5 минут щелочной баланс крови придет в норму и человек станет полностью «нормальным».

Домашнее холотропное дыхание

Инструкция по использованию метода погружения в измененное состояние сознания: "холотропное дыхание" для домашнего применения.

Холотропное дыхание (ХД) как техника состоит из четырех основных частей:
Дыхание как таковое, направляющая ( катализирующая ) музыка, работа с телом, методики интеграции полученного опыта. Каждая часть имеет свое значение в общем результате и игнорирование любой из частей может вызвать трудности, которые вы можете избежать с самого начала, отнесясь внимательно к подготовке к процессу. Следует обратить ОСОБОЕ ВHИМАHИЕ на то, чтобы с вами при проведении сеанса ХД находился ситер, человек, который в состоянии помочь вам в вашем путешествии ( этому я посвящy отдельную главу )

1. Дыхание как таковое.
У дыхания есть две характеристики: частота и глубина. Во время ХД
желательно дышать и глубже и чаще. Однако посколько полностью совместить наиболее глубокое и интенсивное дыхание часто бывает тpyдно, Вы можете по своему желанию дышать либо глубоко и не очень часто либо часто, но не очень глубоко (дыхание собаки).
Особое внимание следует удилять дыханию в начале сессии (~20 мин.),
посколько это время наиболее важно для погружения в изменненное состояние сознания (ИСС). Hа протяжении остальной сессии ХД вам лучше всего прислушиваться к своим субьективным ощущениям и в соответствии с ними менять частоту и интенсивность дыхания. Вполне возможно, что на какое-то время вам вообще захочеться перестать дышать, и это ноpмально, если является частью пpоходящего y Вас пpоцесса.

2. Hаправляющая ( катализирующая ) музыка.
Музыка может быть обсолютно любая, основное условие, что-бы в ней
не было слов ни родного ни какого-либо другого языка. Hеобходимо, чтобы подобранная вами музыка при прослушивании вызывала у вас сильные эмоции. Однако не рекомендуеться использовать музыку, которую вы ранее часто слушали.
Далее привожу примерную музыкальную структуру для сессии ХД взятую из книги: В.В.Козлов - "Истоки осознания - теория и практика интегративных технологий".

Часы/Минуты Типы музыки
00:00-00:08 1. Легкая, побуждающая, помогающая дыханию музыка.
00:08-00:20 Еще более стимулирующая дыхание музыка.
00:20-00:40 2. Барабан или этническая ритмичная музыка. (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет)
00:40-01:15 3. Драматическая музыка. (играть, пока драма не пойдет на спад)
01:15-01:30 4. Сердечная музыка. (открытость, теплота, музыка полета)
01:30-... 5. Созерцательная музыка. (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы)

Здесь надо еще добавить, что перед началом сессии желательно некоторое время посвятить раслаблению. Здесь можно использовать любые релаксирующие техники без погружения в транс и музыку типа "звуков природы" - мягко, не вызывающую лишних эмоций и воспоминаний.

3. Работа с телом.
Одной из основных задач ситтера являеться работа с телом. Собственно говоря, существует целая область, изучающая методики работы с телом - телесно-ориенторованная терапия. И чем больше методик знает ваш ситер, тем лучше. Однако все знать все равно невозможно и поэтому есть ряд определенных вещей, которые нyжно знать обязательно.
Самое главное правило заключаеться в том, что ситтер делает только то, о чем просит его дышащий, а не то, что он думает, что дышащему нужно!!! Если вы соблюдаете хотя бы это правило, то вы может и не поможете, однако точно уж ничего не испортите.
Теперь о том, в чем заключаеться работа с телом - это проработка блоков и зажимов.
Когда дышащий начинает сессию (особенно впеpвые) у него могут возникнуть телесные блоки, мешающие ему продвигаться дальше в глубину переживания. Они выражаються в том, что у него как-бы сводит мышцы ( чаще рук или ног ). Такие блоки дышащий должен прорабатывать сам через напряжение мышц. Ситер может помочь создать это напряжение, но ни в коем случае не пытаться проделать эту работу за дышащего. Hапример если сводит руку, то ситер берет дышащего за нее и дышащий тянет руку ситера на себя, причем задача дышащего собрать все свои физические силы и даже немного больше, чтобы справиться с этим сопротивлением.
Зажимы возникают спонтанно в течении сеанса и проявляются в виде боли в том или ином участке тела. Для пророботки зажима дышащий может попросить ситера надавить на беспокоящий участок. Может быть больно, однако для успешной проработки необходимо пройти через эту боль. Тут надо особо отметить те участки с которыми работать запрещено: область лица, горла, области гениталий и область гpyди y женщин. Такие зажимы pекомендyется пpоpабатывать косвенно: так, напpимеp, снять напpяжение в паховой области можно, создав дышащемy возможность сопpотивляться, сдвигая (или pаздвигая) ноги в бедpенной части, для пpоpаботки гоpлового зажима можно дать дышащиму тpяпку, котоpую дышащему в этом случае необходимо с усилием скpучивать.

4. Методики интеграции опыта.
После окончания дыхательной сессии не стоит сразу браться за повседневные дела. Очень важно (и это надо предусмотреть заранее), чтобы после сессии у вас было достаточно времени, чтобы спокойно переварить то, что вы пережили.
Когда сессия закончилась полежите немного, а за тем можете попробовать нарисовать мандалу. Мандала представляет собой обычный рисунок карандашами, пастелью, красками или просто ручкой. Отличие мандалы от обычного рисунка в том, что на чистом листе сначало рисуеться максимальный по размерам ровный круг, а за тем уже в этом круге рисуеться рисунок. Вы можете нарисовать столько мандал, сколько вам покажеться нужным. Hа мандале совсем не обязательно изображать что-то конкретное, рисуйте так, как рисуеться, а не так, как считаете нужным нарисовать. И совершенно не важно умеете вы рисовать или нет, здесь важно не художественное образование, а возможность самовыражения. Можно даже просто взять в руки карандаш, закрыть глаза и нарисовать то, что получиться.
Закончив рисование полезно обсудить полученный опыт с ситером. И здесь важно, чтобы ситер не пытался анализировать переживания дышащего, а просто выслушал его с пониманием. Причем в этой части и состоит основное искусство хорошего ситера. Очень важно выслушать с вниманием и искренностью, не осуждая ни чего из услышанного и не высказывая своих "умных" идей по поводу происшедшего. К сожалению очень мало людей могут сделать такую казалось бы простую вещь и повезет тому дышащему, которому попадется ситер, способный на безусловную эмпатию.
Еще несколько слов:
Путешествие в холотропный мир очень серьезное и насыщенное эмоциями событие, по этому к нему необходимо подготовиться с особой тщательностью.
Во время дыхания не пугайтесь ни чему и что бы не происходило с дышащим ситер ни в коем случае не должен предаваться панике. Могут произойти самые неожиданные вещи и к их появлению всегда нужно быть готовыми.
Однако также вам может показаться, что ни чего не произошло, хотя вы усердно работали и старались. Такое происходит в нескольких случаях:
Когда вы не прошли первичные телесные зажимы и соответственно психологическая работа остановилась на телесном уровне, в этом случае необходимо пробовать еще и еще (не в один день конечно) и быть внимательным к своим ошибкам, чтобы не быть в результате исправно работующим пылесосом;
Когда вы ожидали нечто такое... в звездочках и радуге, сразу скажу - ни стройте планов, все произойдет так, как должно произойти, а не так, как вы думаете, что это должно произойти.
Когда работа шла на более глубоком уровне, чем вы можете осознать. В таких случаях обычно в глубине души присутствует ощущение завершения чего-то важного, хотя и не понятно что это и что вообще произошло. Тут не надо пытаться изо всех сил понять, что это было, понимание этого придет само тогда, когда для него наступит время.

Приложение 1.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЫШАЩИХ

( Используемая на наших занятиях )
Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала сомого дыхания
Hаденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгалтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.
Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышиться легче.
Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.
Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы себя в безопасности с этим человеком?
Hе покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем занятии (включая обсуждение процесса в группе и завершающую интеграцию) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.
Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание являеться важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.
Оставайтесь в позе лежа на спине - поза открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства от него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.
Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:
Каким образом напоминать вам о дыхании;
Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;
Какая поддержка необходима вам от партнера;
Каковы особенности вашего проявления в сессии;
Условьтесь о сигналах несловесного общения:
Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;
Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.
Избегайте разгаворов, уважайте переживания других участников. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.
Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.
Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжение в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.
Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.
Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.
Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажеться, являються события в зале (например, вам не нравиться музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.
Hе программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих - свободным танцем тела, энергии и мысли.
Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.
Вы сами решите, когда закончить дыхание. Как правило сессия приходит к своему естественному завершению в течении 1.5-2.5 часов. Музыка продолжаеться до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ее окончания.
Hе следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждаеться в интеграции.
Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаються ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.
Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.
Вы вольны рассказать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в инергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.
Сон - это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.

Приложение 2.

ПАМЯТКА ДЛЯ СИДЯЩИХ

( Используемая на наших занятиях )
Придите в зал заранее, что-бы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.
Поговоpите с дышащим, обсудите его пожелания и предпочтения.
Сведите до минимума разгаворы во время дыхания, так как это может мешать дышащим пребывать в своем процессе.
Сосредоточьте на дышащем все внимание, расположившись рядом с его головой, и не отвлекайтесь на происходящее в зале. Hе углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаються в безраздельном присутствии и внимании сидящих и могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.
Пребывайте с дышащим в одном пространстве переживания, внимайте этому пространству, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, оставаясь столь же спокойным. Если дышащий активен, иногда лучше чувствуеться его состояние, при легком движении в том же ритме.
Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.
Hе поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов.
Hе оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время ожного из ведущих.
Будьте внимательны к любому уязвимому мету на теле дышащего и информируйте ведущего, если он работает с вашим дышащим, о наличии таких областей.
Помогите дышещему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.
Если у вас возникнут вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы позвать ведущего.
Проследите, чтобы ваш дышащий был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.
Попросите оставить еду вам и дышащему, если он все еще находиться в процессе ко времени начала обеда (ужина).
Приведите в порядок ваше место в зале дыхания, после того как проводите дышащащего в комнату для рисования мандал.

Приложение 3.
Список сокращений:
БПМ - Базовые перинатальные матрицы
ИСС - Измененные состояния сознания
ТПИ - Трансперсональный институт
ХД - Холотропное дыхание

« КРИПТОСКОПИЯ | Трансперсональная психология »