Хатха-йога прадипика.

Хатха-йога прадипика.

37. Одни называют ее Сиддхасаной, другие — Ваджрасаной, еще называют ее Муктасаной или Гуптасаной.

38 Мудрецы говорят, что Ахимса — важнейшая из Ниям, а умеренное питание — из Йам. Тем же является сиддхасана среди Асан.

39. Из 84 Асан всегда должна практиковаться Сиддхасана: она очищает все 72000 Нади.

40. Самосозерцанием, т.е. созерцанием своего действительного Я, Атмы, умеренным питанием и практикой Сиддхасаны йогины достигают Сиддх в течении 12 лет.

41. Когда успешно выполняется Сиддхасана, а дыхание умело регулируется Кэвала Кумбхакой — к чему выполнять другие Асаны?

42. Когда освоена Сиддхасана, Луна и три Бандхи делаются естественно, без усилий, и достигается Унмани Авастха (состояние прекращения деятельности мышления), дающая наслаждение.

43. Нет Асаны подобной Сиддхасане, нет Кумбхаки, подобной Кэвала, нет мудры, подобной Кхэчари, нет Лайи, подобной Нада.

44. Вот Падмасана. Помести правую пятку у основания левого бедра, а левую у основания правого, скрести руки за спиной и ухватись ими за пальцы ног. Правый носок держи левой рукой, а левый — правой. Надави подбородком на грудь и устреми взор на кончик носа. Эта Асана уничтожает все недуги соблюдающих Йаму.

45. Помести стопы плотно на бедра противоположных ног, посредине расположи ладони одну над другой.

46. Устремив взор на кончик носа, прижав язык к основанию верхних зубов, подбородок к груди, медленно поднимай Алана Вайю подтягиванием йони кверху.

47. Это Падмасана — разрушитель всех недугов. Простые смертные не достигнут её, только мудрецам она доступна.

48. Размышляя о Брахмане, садись в Падмасану, поместив ладони одну против другой и, часто сжимая йони, поднимай Алана Вайю вверх, плотно прижав при этом подбородок к груди. Сжатием горла Прана Ваю опускается вниз. Путем пробуждения Шакти достигается высшее Знание.

49. Йогин, сидящий в Падмасане и контролирующий свое дыхание, вне всякого сомнения, становится свободным.

50. Вот Симхасана. Помести голени над (под?) йони, правую голень на левую сторону, а левую голень на правую.

51. Помести ладони на колени, вытянув пальцы, и устреми взор на кончик носа, открывши рот и сосредоточив мысли.

52. Симхасана высоко ценится высшими йогинами. Эта превосходная Асана облегчается тремя Бандхами.

53. Вот Бхадрасана. Помести голени по обе стороны Сивни, правая голень по правую сторону, а левая — по левую.

54. Затем согни бедра руками, прижав их к земле. Бхадрасана разрушает все недуги.

55. Сиддхи и йогины называют ее Горакшасаной. Йогин должен без устали практиковать все эти Асаны до тех пор, пока не почувствует боли или усталости.

56. Он должен очистить Нади, совершая Пранаяму, выполняя Асаны, мудры и Кумбхаки различных видов.

57. Тогда в ходе практики йогины сосредотачиваются на Нада (звуке из Анахаты), который приходит вслед Брахмачари и умеренной диете. Практикующий эту Йогу пожнет плоды своих деяний, став сиддхой не более, чем за ... лет.

58. Умеренная диета определяется приятной и сладкой пищей, оставлением 1/4 желудка свободным и посвящением пищи Шиве.

59. Следующие вещи противопоказаны йогинам: острые, кислые, пряные, горячие, орех и листья бетеля, обычное рисовое масло, кунджут, горчица, вино, рыба, мясо, творог, сливочное масло, мелкий горошек, жмых и чеснок.

60. Следующая пища должна избегаться как нездоровая: остывшая, разогретая вновь, с излишком соли и прокисшая. Неудобоваримы и листья дерева квассия, смешанные с водой.

61. Горакша говорит: вначале следует избегать дурной компании, согревания у огня зимой, половых сношений, длительных путешествий, купания рано утром, спешки и тяжелой физической работы.

62. Следующие вещи могут безопасно употребляться йогином: пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, леденцы, масло, мед, сухой имбирь, огурец, пять овощей, фасоль, пайран и хорошая вода.

63. Йогин должен брать питательную и сладкую пищу, смешивая ее с молоком он должен удовлетворяться сознанием и питаться Дхату.

64. Всякий, кто действительно практикует Йогу, будь он молод или стар, или даже дряхл, слаб и болен — достигнет Сиддх.

65. Сиддхи достигаются практикой, а не праздностью. Не достичь Сиддх среди трясины теоретического изучения Шастр.

66. Не достичь Сиддх ношением одежд йога, затворничеством или разговорами о Йоге. Лишь в безустанной практике секрет успеха. Это несомненно.

67. Различными Асанами, Кумбхаками, Божественными действиями и неустанным повторением Мантр путь Хатха йоги приводит к плодам Раджа йоги.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

1. Освоив асаны и став их хозяином, йогин должен, соблюдая диету, практиковать Пранаяму, согласно указаниям Гуру.

2. Когда Прана движется — движется жизнь и мысль. Когда Прана устойчива — устойчива и мысль. Чтобы достичь устойчивости, йогин должен контролировать свое дыхание.

3. Человек живет, пока в его теле есть Прана. Вместе с Праной покидает его жизнь. Поэтому нужно задерживать Прану.

4. Загрязненные Нади не пускают Прану в Сушумну. Из-за этого не достигается состояние Унмани Асватха.

5. Когда все Нади, полные нечистот, очистятся, — только тогда йогин может успешно практиковать Пранаяму.

6. Нужно практиковать Пранаяму с мыслью о Саттве, чем очищается Сушумна.

7. Йогин, сидя в Падмасане, должен делать вдох через левую ноздрю, задерживать воздух на сколько можно и выдыхать через правую.

8. Затем он должен вдохнуть Прану через Пингалу (правый Нади), выполнить Кумбхаку и вывести Прану через Иду (левый Нади).

9. Он должен выполнить вдох той же стороной, через которую делал выдох, задержать Прану как можно дольше и выдыхать медленно, никогда не быстро.

10. Введя Прану через Иду и выведя через Пингалу, снова введи ее через Пингалу, задержи как можешь долго, и выведи через Иду. Практикуя Пранаяму через Иду и Пингалу, йогин, соблюдающий правила йамы, очистит Нади за три месяца.

11. Ранним утром, в полдень, вечером и в полночь — четыре раза в день нужно выполнять Кумбхаку, пока число за один раз не достигнет 80, т.е. 320 Кумбхак в сутки.

12. Сначала появится пот, в средине появляется дрожь и, наконец, дыхание становится устойчивым.

13. Вотри выделившийся пот в кожу — он придает телу твердость и устойчивость.

14. В начале следует есть пищу, смешанную с молоком и маслом. Но позже можно не соблюдать этого.

15. Как львов, слонов и тигров укрощают постепенно, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет Садхака.

16. Пранаяма освобождает от всех недугов. От неправильных занятий Йогой недуги приобретаются.

17. Портится дыхание, приобретается кашель, астма, головная боль, болезни глаз, ушей и другие недуги.

18. Постепенно-постепенно вдыхай, постепенно задерживай дыхание. Только так достигаются Сиддхи.

19. Вслед за очищением Нади появляются знаки успеха.

20. Можно надолго останавливать дыхание, улучшается пищеварение, слышны звуки Нада и достигается совершенное здоровье.

21. Кто толст или вял, сначала должен выполнить шесть очистительных действий. Тот, кто этих дефектов не имеет, Шаткармы не делает.

22. Дхаути, Басти, Нэти, Тратака, Наули, Капалабхати — это Шаткармы.

23. Шесть действий, очищающих тело, должны держаться в тайне. Они дают прекрасные результаты и высоко почитаются йогинами.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 »

« Преобразование проблем в радость. Лама Сопа ринпоче. | Шамбала Сияющая. Николай Рерих. »