Аюрведа - знание о здоровом образе жизни.

Аюрведа - знание о здоровом образе жизни.

Аюрведа - знание о здоровом образе жизни, единство науки, религии и философии. Истоки этого учения насчитывают более 5000 лет. На классических текстах Аюрведы основываются многие известные направления восточной медицины. Философия Аюрведы базируется на древнеиндийской философии Санкхья (санскр. "сат" - истина и "кхья" - знание) и означает "любовь к истине".

Здоровье человека в значительной степени зависит от хорошего пищеварения и правильного обмена веществ в организме. Важным условием является эмоциональная уравновешенность и духовное совершенство. Аюрведа предлагает множество способов для обретения здоровья и внутреннего покоя. Главная цель этого учения - единство тела, души и духа.

Постижение основ Аюрведы требует глубокого размышления. Истинное понимание этого учения начинается с осознания, что границ между внутренним и окружающим миром не существует. Вначале мир существовал как всеобщее сознание, из которого возникла тонкая космическая вибрация. Из вибрации возник первый элемент - эфир, затем образовались элементы воздуха, огня, воды и земли. Вся материя - органическая и неорганическая - появилась из этих пяти элементов. Данная концепция пяти элементов и является основой Аюрведы. Человеческое существование неотделимо от действия космических сил. Учение Аюрведы стремится привести в гармонию с окружающим миром и космическим сознанием физическое тело и чувственные ощущения.

Эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, называемых доша: вата (телесный воздух) - соединение эфира и воздуха, питта (принцип огня) - соединение огня и воды, капха (вода тела) - соединение земли и воды. При нарушении равновесия этих принципов возникают различные заболевания. Три доша отвечают за поддержание жизнедеятельности, образование и выведение из организма тканей, а также за психологическое состояние человека. Они руководят деятельностью обмена веществ.

Болезнь и ее развитие

Согласно учению аюрведа, человек существует в здоровом состоянии, когда: сбалансированы его телесные соки (вата-питта-капха); находится в равновесии пищеварительный огонь (агни); уравновешена выработка трех шлаков, иначе - мал: мочи, кала и пота; чувства и эмоции работают нормально; тело, ум и сознание согласованно трудятся как одно целое. Стоит нарушиться равновесию одной из этих систем, развивается недуг. Болезни в аюрведе также классифицируются в соответствии с причинными факторами и телесными дошами - вата-питта-капха.

Конституция человека определяет его предрасположенность к болезням. Например, люди типа капха склонны к болезням капхи. Они могут испытывать повторяющиеся приступы тонзиллита, синусита, бронхита и гиперемии легких. Люди с типом питта подвержены расстройствам желчного пузыря, печени, повышенной кислотности, пептической язве, гастриту и воспалительным недугам, а также кожным заболеваниям вроде крапивницы и сыпей. Люди типа вата чаще страдают от поясничных болей, артрита, ишиаса, паралича и невралгии. Болезни ваты кроются в толстой кишке, болезни питты - в тонкой кишке, а болезни капхи - в желудке.

Агни представляет собой биологический огонь, управляющий обменом веществ. По своему действию он схож с питтой и может рассматриваться как составная часть системы питта в организме. Так питта проявляется в желудке в виде желудочного огня - агни. Агни - по своей природе кислота, он расщепляет пищу и стимулирует пищеварение. Агни присутствует в каждой клетке, он необходим для обеспечения питания и поддержания автоиммунной системы. Агни разрушает микроорганизмы, чужеродные бактерии и токсины в желудке и в малой и тонкой кишках. Пока агни работает исправно, процессы усвоения пищи протекают нормально. При сбое в работе агни обмен веществ нарушается, непереваренные частицы пищи образуют зловонную клейкую массу (ама), забивают кишечник и кровеносные сосуды, вызывая постепенную интоксикацию всего организма. Чрезмерная активность агни также вредна, так как она приводит к истощению и ослаблению иммунитета.

Человеческое тело состоит из семи основных и жизненно важных тканей, называемых дхату: раса (плазма крови), содержащая питательные вещества переваренной пищи; ракта (кровь), отвечающая за окислительные процессы во всех тканях; мамса (плоть, мышцы), закрывающая собой жизненно важные органы, осуществляющая движение суставов и обеспечивающая физическую крепость тела; меда (жир), обеспечивающая смазку всех тканей; астхи (кости), дающая телу опору; маджджа (костный мозг и нервные волокна); шукра (семенная жидкость), отвечающая за воспроизводство. Семь дхату воспринимают в природном последовательном порядке. Пища после переваривания содержит питательные вещества для всех дхату, она последовательно проходит через все дхату - раса преобразуется в ракту, которая затем обнаруживается в мамсе, меде и т.д. Через питание и переработку дхату обеспечивается требуемое физиологическое функционирование различных тканей, органов и систем. Нарушение равновесия вата-питта-капха напрямую затрагивает дхату. Т.е. нарушенная доша (вата, питта, капха) и неисправные дхату непосредственно отвечают за болезнь.

« Йога. Ха-Тха Йога. | Методы лечения в Тибетской медицине. »