Алхимия сознания

Алхимия, сознания

Каждый из нас имеет некоторое представление о собственном „Я“. „Вы смотрите на своё тело и знаете, что оно ваше. Протягивая руку вперёд, вы отдаете себе отчёт в том, что сами управляете ею. Вы уверены, что ваши воспоминания принадлежат вам, а не кому-либо ещё. Просыпаясь утром, вам не приходится подолгу спрашивать себя, кто же вы такой“.
Казалось бы, нет ничего более очевидного, чем собственное „Я“, однако именно оно представляется величайшей загадкой мироздания.
Сегодня многие учёные вплотную пытаются понять, как мозг формирует самосознание. Они выделили определённые виды активности мозга, которые лежат в основе различных аспектов самовосприятия. Теперь исследователи пытаются определить, каким образом такая деятельность порождает целостное ощущение собственного бытия в качестве самостоятельной единицы. Вероятно, в ходе работы учёным удастся понять и то, каким образом наши человекообразные предки обзавелись самосознанием. Если усилия исследователей увенчаются успехом, то, может быть, станет возможным лечить болезнь Альцгеймера и другие заболевания, ведущие к искажению образа собственного „Я“, а порой и к его разрушению.

Определение и особенности самосознания

Основоположником современных исследований в данной области стал американский психолог Уильям Джеймс (William James), опубликовавший в 1890 г. свою знаменитую книгу „Принципы психологии“ (The Principles of Psychology). „Давайте начнём с самосознания в самом широком смысле и затем проследим его до самых тонких и интимных форм“, — предложил он. Джеймс утверждал, что, хотя ощущение собственного „Я“ может казаться целостным, оно имеет множество граней: от восприятия собственного тела до личных воспоминаний и далее, вплоть до осознания своего положения в обществе. Однако психолог признался, что не понимает, каким образом мозг рождает отдельные представления о себе самом и сплетает их в единое „эго“.
С тех пор учёным удалось достичь некоторых результатов и с помощью психологических экспериментов обнаружить некоторые красноречивые факты. Например, были проведены такие опыты: стремясь понять, как люди реагируют на информацию о себе, экспериментаторы задавали добровольцам вопросы, касающиеся как их самих, так и других людей. Затем был проведён быстрый опрос, чтобы узнать, какие вопросы испытуемые запомнили лучше. Оказалось, что люди всегда легче удерживают в памяти то, что касается их самих. Если мы полагаем, что те или иные вещи имеют какое-то отношение к нашей персоне, мы запоминаем их лучше.Согласно мнению ряда психологов, полученные результаты означают лишь то, что мы просто лучше знаем себя, чем других. Однако другие учёные заключили, что самосознание представляет собой нечто специфическое и что мозг использует какую-то другую, более эффективную систему для обработки информации о своём „Я“. Какое из этих объяснений правильное, не смогли выявить даже психологические тесты, поскольку в большинстве случаев обе гипотезы давали одни и те же предсказания результатов экспериментов.
• Нейробиологи пытаются понять, каким образом мозгу удаётся формировать и поддерживать самосознание.
• Обнаружено, что некоторые области мозга отвечают на информацию, связанную с собственной личностью, совсем не так, как на сведения о других, даже хорошо знакомых людях. Например, когда человек думает о своих качествах, такие участки активируются сильнее, чем при размышлении о других. Вероятно, данные отделы мозга входят в состав сети самосознания.
• Цель таких исследований — понять причины деменции и найти новые способы лечения.
Изучение нарушений областей мозга, связанных с самосознанием, позволило исследователям продвинуться в понимании данного вопроса. Известен случай, произошедший в XIX в. с неким Финеасом Гейджем, трудившимся на строительстве железной дороги. Однажды он оказался в неподходящем месте в неподходящий момент — произошла авария, взрывом динамита подбросило в воздух железный стержень, который буквально прошил голову несчастного. Как ни странно, он остался жив, но, увы, уже не был прежним. Его знали как добросовестного работника, обладающего хорошими деловыми качествами, но после катастрофы он потерял квалификацию, стал груб с окружающими и ему с заметным трудом удавалось планировать свои действия. Друзья говорили, что „он перестал быть Гейджем“.
Медицинская практика знает немало подобных случаев, подтверждающих, что самосознание вовсе не тождественно сознанию. Люди могут жить с нарушенным ощущением собственной личности, не теряя сознания как такового. Изучение последствий травм головного мозга также подтверждает, что „Я“ представляет собой весьма сложную конструкцию. Например, в 2002 г. Стэн Клейн (Stan B. Klein) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре описал случай амнезии у больного, фигурирующего под инициалами D. B. В результате сердечного приступа у 75-летнего мужчины оказался повреждённым мозг и он начисто забыл, что он делал раньше и что с ним происходило. Клейн решил проверить, насколько сохранилось самосознание D. B. Для этого он показал пациенту список из 60 черт характера и предложил ему ответить, какие из них он может отнести к себе. Затем Клейн дал такой же вопросник дочери больного и попросил её охарактеризовать отца. Оказалось, что особенности личности, выбранные самим D. B., в значительной степени коррелировали с теми, которые указала его дочь. Каким-то непостижимым образом D. B. сохранил самосознание, не имея при этом возможности вспомнить, кто он такой.