Славянские праздники

Славянские, праздники

28.10 - 03.11 - 1-7 листопада - Сварожки
С 1-го по 7-е листопада (с 28.10 по 03.11) праздники Деда Богов Сварога, покровителя брака и кузнечного дела, отковавшего людям первый плуг. В эти дни Небесный Кузнец пробует сковать землю льдом. В жертву приносится петух. В требу приносится пиво. Хозяева угощают гостей пивом.

08.11 - 12 листопада - День Сварога (Дыя)
12 листопада (08.11) именины Сварога. Почитается древнейшее имя Сварога - Дый. Ещё до того, как Сварог сковал плуг, он помогал нашим пращурам добывать себе пищу на охоте. Охотники, осветив оружие, отправляются на зимнюю охоту. Мясо первой убитой дичи идёт в требу Сварогу и Чуру. С этого дня Зима начинает сковывать землю морозами.

21.11 - 25 листопада - Марена
25 листопада (21.11) - день Богини Смерти Марены. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, слякоть. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает:
“А ни Мара, ни морока не смиемо славити”.

После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (не замёрзшей трясине).

Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.

06.12 - 10 грудня - Мороз
10 грудня (06.12) праздник Мороза, Бога зимы, снега и холода. Мороз покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Кроме того, проводят торги. Вечером того же дня устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная страва: брага, пиво, пироги.

22.12 - 26 грудня - Корочун
26 грудня (22.12) самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога.

22.12 - 26 грудня - Коляда
26 грудня (22.12) рождается солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от “хоро” — круг, отсюда русское хорошо — “солнечно”, хоровод). 29 грудня (25.12), когда день “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, славяне отмечают Коляду. Коляда это название праздника рождения Хорса, дабы не упоминать имя божества всуе. Так называемое замещающее имя. Однако, Хорс это такое же замещающее имя, только более древнее. Он же Божич. Коляда тоже означает круглый (в древности произносилось как “КолёНда”, с носовым Н), от “колo” — круг, отсюда “кола” — повозка, колесо, колач, колобок. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов (перед рождением Хорса была самая длинная ночь в году, торжество Чернобога), так как именно волки вывозят маленького Божича на небо после длинной ночи. По окончании зачина всем подносится братина с мёдом.
Из леса появляется ряженый, одетый “Овсенем”, верхом на “свинье”.
Собравшиеся приветствуют Овсеня:

— Овсень, куда едешь?
— Мосты мостить!
— Кому ездить?
— Коляде государю!
— На чём ему ездить?
— На солнечной свинке!
— Чем погонять? Поросёнком!

Овсень(Усень) — старший брат-близнец Коляды, прокладывающий небесную дорогу. “Солнечная свинка” — то же самое, что и боров с золотой щетиной германского светоносного бога Фрейра. Это отголоски древнейших общеиндоевропейских представлений о солнце и плодородии: su (санскр.) — рождать, sur (санскр.) — блистать, surya (санскр.) — солнце, schwein (нем.) — свинья. Блюда из свинины занимают почётное место на святочных пиршествах. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, остаются “неузнанными” нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти.

Проводив Овсеня, люди зовут:

— Приходи, Коляда!