Гностицизм, гностики, гнозис

Гностицизм, гностики, гнозис

Гностицизм - это своеобразная оккультная эзотерическая философия, образовавшаяся из слияния эллинистической философии с густой добавкой египетских магических представлений с одной стороны и и иудейского монотеизма с другой (в особенности повлияли на зарождение гностицизма, вероятно, книги Иезекииля, Премудрости Соломона и Сираха). Гностицизм, судя по всему, зародился у александрийских евреев примерно в то же время, что и христианство или чуть раньше. Впервые они обнаруживаются у Филона Александрийского в I половине I в., и впоследствии всплывают у самых различных авторов. Гностицизм - не более чем родовое понятие, как и современный нам "Новый Век": он объединял в себе массу школ самого разного направления. 

Общим для гностиков, вероятно, было (очень примерно) следующее. Гностики считали себя обладателями тайного знания (греч. знание - "gnosis", отсюда и названия) о Мироздании, позволявшего человеку обрести сверхъестественные способности и возможности. Мироздание у гностиков представляло собой лестницу из эонов - Сущностей. Наверху мироздания стоял Бог, Мировой Разум или иная высшая сущность, посредством Божественного Слова (гр. слово - "Логос") творившая Разум и другие эоны, числом до 24 (но всегда обязательно круглое). Одной из сущностей был злобный Демиург (букв. "гончар") , создавший материальный мир; существовал еще и добрый эон София (Мудрость), противостоящий Демиургу в той или иной форме. Материальный мир гностики дружно презирали, считая его недостойным высшей божественности. Спастись от власти материального мира и приобщиться к высшему разуму можно было лишь получив указанное "тайное знание", ведя определенный образ жизни и совершая особые магические манипуляции (особено гностики чтили магию чисел).

О том, как гностики наследили в христанстве, можно судить, например, из деятельности Маркиона. Было это около 140 г. О Маркионе известно, что он был богатый хлеботорговец из Понта (р-н Синопа в нынешней Турции), приехал в Рим, внес очень нехилый взнос на общину и стал чем-то вроде второго римского епископа.

Маркион был гностиком и считал, что абсолютное божество, от которого исходил Христос, к людям не имело никакого отношения, а сотворил мир злобный демиург еврейский бог Яхве. Христос пришел выкупить чужих, в общем, божеству людей. Маркион, правда, расширил эту точку зрения: Христос, разумеется, не существовал в реальности, а был этакой эманацией доброго божества. Страшного суда и загробного мира не будет, так как Христос сделал куда как больше - освободил души от связи с этим гадким материальным миром, состряпанным Яхве. Людям следует сосредоточиться на том, чтобы не выдумывать какое-то там царствие небесное, а избавиться от этого мира раз и навсегда. Делается это путем безбрачия, аскетизма и прочего полезного и похвального поведения.