Янтры и божественная геомерия

Янтры, божественная, геомерия

Шестиконечная звезда, которую на Западе называют «звездой Давида», представляет собой сочетание двух треугольников: один обращен вершиной вверх, а другой — вниз. Обращенный вершиной вверх треугольник символизирует элемент огня, или мужскую энергию, тогда как второй треугольник олицетворяет элемент воды, или женскую энергию. Наложение этих треугольников превращается в симметричную фигуру, обозначающую равновесие двух энергий. Эта звезда очень часто встречается в янтрах; во многих из них шестиконечная звезда, вписанная в обрамленный лепестками лотоса круг, является центральной фигурой. Иногда в такую звезду помещается треугольник — так, например, выглядит центральный элемент ганеша-янтры. Лепестки лотоса В янтре лепестки лотоса возникают обычно внутри круга, который, в свою очередь, вписан в квадрат — бхупур. Эти лепестки лотоса называют чандра-манда-лой, а внешний круг — суръя-мандалой. Слово чандра означает «луна», слово суръя — «солнце», а мандала представляет собой круг, олицетворяющий Космос. Когда суръя-мандала изображается с лепестками лотоса, их число неизменно равно двенадцати, что символизирует двенадцать знаков Зодиака, двенадцать месяцев и двенадцать различных состояний, или изменений, которые претерпевает Солнце в течение года. Чандра-мандала изображается с шестнадцатью лепестками, так как Луна обладает шестнадцатью кала (слово кала отличается от кала, означающего «время»: в первом случае долгим является второй слог, а в последнем — первый). Кала является синонимом слова «луч» в том смысле, в каком мы говорим: «луч света», однако в данном случае это слово означает скрытую энергию. Считается, что солнце обладает двенадцатью кала, а луна — шестнадцатью. По этой причине суръя-мандала рисуется с двенадцатью лепестками, а чандра-мандала — с шестнадцатью. Если число лепестков отлично от двенадцати или шестнадцати, эти символы олицетворяют проявленную реальность, состоящую из восьми аспектов. Эта проявленная энергия представляет собой весь феноменальный мир; ее восемью аспектами являются пять элементов — акаша, воздух, огонь, вода и земля, — а также разум, высшее понимание и самоосознание. Лотос символизирует чистоту. Его корни уходят в ил, однако на цветках не остается никаких пятен грязи. Индивидуальное сознание также вырастает из загрязняющей сансары, однако, будучи очищенным, отрешается от окружающего мира и становится неподвластным грязи желаний и привязанностей. Феноменальный мир наполнен илом алчности, соперничества и искушений, которые пачкают сознание. Иногда изображаемое в янгпре число лепестков лотоса достигает двадцати четырех — в этом случае они олицетворяют двадцать четыре элемента.

Концентрические круги

Концентрические круги внутри или снаружи треугольника символизируют три гуны: саттву, раджас и тамас. Когда эти круги располагаются с внешней стороны
от лепестков лотоса, они означают три части времени: прошлое, настоящее и будущее. Эти три аспекта времени объединяются в понятии кала. Перестановка этих основных элементов и сочетание с разнообразными мантрами позволяет получать нескончаемое количество новыхянтр. Применение новой мантры, создает совершенно иную янтру.