Янтры и божественная геомерия

Янтры, божественная, геомерия

ГРАММАТИКА ЯНТРЫ

Обсудим смысл геометрических элементов, из которых состоят янтры. Обычно янтра складывается из внешнего квадрата с четырьмя выступами в форме буквы Т, кругов, лепестков лотоса и внутреннего треугольника. Иногда встречаются два накладывающихся друг на друга треугольника, образующие шестиконечную звезду; кроме того, треугольники могут совмещаться в виде пирамиды. Внутри всех этих геометрических фигур размещается точка или звук. Как уже отмечалось, строение янтры соответствует внутренней структуре сетчатки — это означает, что янтры возникли благодаря интуитивному пониманию законов оптики. Именно это соответствие между формой и размерами янтры с одной стороны и механизмом зрения с другой обеспечивает то, что янтры имеют универсальный характер и выглядят архетипическими формами во всех уголках света. Было обнаружено, что линия, проходящая под прямым углом к горизонтальной линии, почти никогда не вызывает никакого отклика. Глаза видят ее, но не реагируют каким-либо особым образом, как происходит в случае точки, круга или треугольника. Таким образом, окружающий янтру квадрат не преследует некую особую цель и служит исключительно цели сужения поля зрения. Концентрические круги во внутренней части воздействуют на клетки моторного центра. Геометрические формы внутри ряда кругов симметричны и потому вызывают к появлению сходные образы в правом и левом полях зрения, а также сводят взгляд в центральную точкуцентр сосредоточения. Янтры состоят из симметричных элементов и поэтому способны оказывать воздействие на возбуждающие клетки. Не менее важную роль, чем размер точки, играет и толщина линий янтры. Если толщина линий превышает оптимальную, реакция ганглиев слабеет. Очень тонкие линии также плохо регистрируются зрением. Одинаковая толщина всех линий вызывает единообразную реакцию. Если толщина линий изменяется беспорядочно, то есть не постепенно, янтра вызывает беспорядочные реакции. Постепенное уменьшение толщины линий янтры более эффективно. Использование одной и той же толщины линий полезно во всех случаях, кроме тех композиций, в центре которых находится точка. В этом случае рекомендуется изменять толщину, утончая линии в центральной части, что вызывает единообразную реакцию; кроме того, тонкие линии в центре делают его более мощным. Все зависит от индивидуального восприятия. Тот, кто вычерчивает янтру, должен самостоятельно определить наиболее подходящую для него самого толщину линий. У каждого человека своя сила зрения и размеры поля зрения. Во время медитации важным фактором является расстояние янтры от глаз
медитирующего. Оно непосредственно связано с областью восприятия клеток сетчатки, так как расстояние от центра взгляда изменяет реакцию этих клеток; такие изменения сугубо индивидуальны. Обычно считается, что оптимальное расстояние для пристального сосредоточения на предмете — янтре — совпадает с удобным расстоянием между глазами и книгой при чтении. Неподвижный сосредоточенный взгляд называется на санскрите тратака. Поскольку объект, или источник воздействия, находится извне, такой способ созерцания называют ва-хийя-тратака, то есть немигающий взгляд вовне. Точка: бинду Точка, которую тантристы называют бинду, представляет собой самую могущественную янтру, однако нельзя сказать, что янтра является просто точкой на плоскости, используемой в качестве центра сосредоточенности взгляда. Точка занимает в янтре очень важное положение — она является центром всей схемы. Таким образом, общий рисунок как бы исходит из этой центральной точки. Точка олицетворяет единство, источник, принцип проявленности и порождения. Точки бывают двух типов: точка без размера и точка, обладающая совсем незначительным, но ощутимым размером. У истинной точки нет размеров, однако для того, чтобы получить точку в конкретном виде, ей приходится придавать небольшой или достаточно заметный размер. Хотя в теории точка не имеет размеров, на практике она всегда обладает размерами, пусть даже незначительными. Такая точка становится первым шагом в зрительном наблюдении абстрактного, лишенного формы. Таким образом, становится понятным, что бинду представляет собой точечный источник происхождения любого символа — сама по себе она является изначальным и основополагающим символом наполненного энергией сознания, которое воплощается в действительность в процессе последовательных изменений. Как сказано в Упа-нишадах, «Будучи недвижимым деятелем, Единым, кроющимся за всеми событиями в космосе, Бог есть неподвижная точка, вокруг которой обращается все сущее».

Эта точка, неподвижная в любви и покое, является ядром той космической хитры, какую представляет собой феноменальный мир — сочетание узоров, развивающихся в вечном танце изначальной природы. Эта точка является тем источником, откуда возникает все сущее и куда оно исчезает. Это символ Высшего Сознания. Проявляясь, оно порождает мир имен и форм, превращает эти явления в единый поток и становится его связующей, объединяющей силой. Медитация, или сосредоточение, на этой точке оказывается объединяющей силой, связью, Тантрой и подводит разум к абстрактному сосредоточению, которое используется в качестве средства самоосознания. Слово бинду означает также семя-сперму, или мужскую энергию. Точка олицетворяет статичную энергию, а также единение мужского и женского начал. Бинду несет в себе огромный метафизический смысл и становится общей точкой, связывающей практикующего с Божественным: она превращает непроявленное в проявленное, и благодаря этому практикующий способен установить связь с непроявленным. Круг Я Круг представляет собой расширение точки. Точка — самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы. Испуская радиус желания, точка очерчивает вокруг себя окружность и расширяется. Такое расширение представляет собой распространение в пространстве, увеличивающее область влияния точки, но, помимо того, оно запирает в себе точку как индивидуальную единицу, отделяя личностное сознание от космического. Если точка является статичной, то круг динамичен; он олицетворяет циклическую силу. Точка пребывает вне пространства, так как она лишена размеров и является исходной формой всех других форм. Круг обладает внутренним пространством, непосредственно определяющимся его радиусом. Это радиус желания, приводящий статичную точку в динамичное движение вокруг самой себя и создающей расстояние между находящейся в центре круга точкой и его окружностью — расширением той же точки. Так не имевшая размера точка приобретает форму. Эта форма является началом всех форм и содержит в себе все формы. Точка представляет собой качественное внутреннее содер- жание количественной внешней формы — круга. В количественном выражении этот круг превращается в ноль. Ноль содержит в себе сущность всех форм, представленных в нумерологии числами от 1 до 9. Каждый цикл, достигая девятки, возвращается к завершающему нулю, с которого начнется новая последовательность чисел. Таким образом, числа 1,2,3, 4,5,6, 7,8 и 9 образуют арифметическую последовательность, в которой единое становится все более многообразным, однако возникающий после девятки ноль становится началом новой перестановки чисел.