Православные праздники

Православные, праздники

Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 в., Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни Ее родителей - святых Иоакима и Анны. В церковном смысле оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

Введение во храм Пресвятой Богородицы установлен в память введения Святой Отроковицы в возрасте трех лет в Иерусалимский Храм, где Она пребывала до обручения с праведным Иосифом.

Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост.

Крещение Господне или Богоявление предваряется Навечерием, когда соблюдается строгий пост и вечером совершается великое водоосвящение, которое в отличие от меньшего водоосвящения отличается большей торжественностью. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней), которой окропляют храмы и жилища и назначают пить тем, кто не допущен до причастия Святых Таин. Ее хранят дома и пьют только в исключительных случаях натощак. В день праздника Богоявления (6 января) происходит повторное великое освящение воды, равнозначное тому, что совершалось накануне. Как правило, в храмах совершаются торжественные шествия к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря праздника.

В день Сретения Господня воспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею по исполнении дней очищения в храм, где Младенец был встречен праведным Симеоном. От этой встречи праздник получил свое название и был известен уже в 4 в. в Иерусалимской Церкви. С ним соотносится избавление от многих бедствий в Константинополе и Антиохии (Сирии), сопровождавшееся всенародным молением и постом, в воспоминание об этом установлено совершать в этот праздник перед литургиею литию в монастырях.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия "Зачатие Христа", "Благовещение Ангела Марии" и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост. 

Праздник Преображения Господня посвящен воспоминанию события на горе Фавор, когда Иисус Христос преобразился и явился Своим ученикам телесно. Его стали праздновать повсеместно в 8 в., хотя корни его скрываются в предшествующих веках христианства. Он приходится на Успенский пост, в России он получил название Второго Спаса, Спаса на горе или Яблочного Спаса, поскольку в этот день принято помимо винограда и пшеницы освящать в храме яблоки.

Праздник Успения Божией Матери установлен для прославления Богоматери и Ее успения (кончины), по преданию, последовавшего в 48 г. Вместе с тем этим событием Церковь научает, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Всеобщее его празднование установлено с 582 г. при императоре Маврикии. Праздник завершает Успенский пост.