БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ И интелектуальная активность

БИОЛОГИЧЕСКИ, АКТИВНЫЕ, ТОЧКИ, интелектуальная, активность

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, какую роль в интеллекте человека играют, с одной стороны, биологические факторы, наследственность, а с другой — социальная среда, воспитание. Сторонниками преимущественного влияния на интеллект биологических факторов являются психофизиологи, их оппонентами обычно выступают психологи.

К первым примыкает известный ученый Г.Айзенк [1]: по его приблизительным подсчетам 70% интеллекта человека определяются биологическими факторами. Как доказательство этого он приводит эксперименты, выявившие достоверную корреляцию коэффициента IQ с физиологическими (слуховое различение, характеристики вызванных потенциалов в ЭЭГ, скорость двигательных реакций) и биохимическими (активность ацетилхолинтрансферазы, скорость утилизации глюкозы) факторами.

В проведенных нами экспериментах была обнаружена корреляционная связь между температурой в зоне биологически активных точек (БАТ) уха и данными психологического тестирования. Было выдвинуто предположение, что данный феномен связан с регуляцией кровообращения головного мозга и уха человека.

Целью проведенного нами исследования явилось сопоставление термо- и морфометрии ушей с типом мышления обследуемого, а также поиск температурного коррелята успеваемости.

Всего обследовано было более тысячи человек, в том числе 160 взрослых, 800 детей дошкольного и школьного возраста, а также 70 студентов колледжа. Обследование заключалось в следующем.

Тип мышления взрослых (левокортикальный, правокортикальный) определялся с помощью психологического теста Шалвена — Херманна. От испытуемых требовалось из предлагаемых ответов выбрать один, а затем подсчитать количество выбранных из правой и левой колонок ответов. Если ответов из левой колонки больше, то тип мышления определялся как левокортикальный, если из правой — правокортикальный.

Температура измерялась в симметричных БАТ передней поверхности ушей и в нескольких точках лба и носа с помощью малоинерционного термометра оригинальной конструкции [4]. Успеваемость школьников оценивалась по среднему баллу. Поиск точек, температура в которых коррелирует с успеваемостью, проведен с помощью многофакторного анализа. В качестве морфометрического параметра была выбрана длина ушей; регистрировалась разница в ней, т.е. асимметрия.

А.М. МУСТАФИН