Имена Бога

Имена, Бога

В Ветхом Завете до восьмого века до нашей эры бога также называют именем Элохим, что буквально означает "Боги" и является уважительной степенью слова "Бог". В Коране бо-га называют Аллахом, т.е. "Богом" (как поступали многие западно-семитские и индоевропей-ские народы). Имя Яхве у арабов не сохранилось, вероятно, по той причине, что было также табуировано, а сказители, не имея письменности, забыли его.
За не имением других объяснений тетраграмму связывают с глаголом hyh/hwh [ха-вах]- "быть", "жить", "становиться" и предлагаются следующие варианты перевода: "Он есть", "Он есть (бог) живой", "Он дает жизнь", "Он дает становиться" [26], аргументи-руя это также тем, что на прямой вопрос Моисея к богу: "Ты кто?", - Яхве ответил: "Я есмь сущий" (а затем впервые открыл ему свое имя). Но это толкование является, очевидно, "на-учной этимологией", т.к. любая из форм предложенного глагола объясняет только одну из фонем имени Яхве.
Слово hovah (SHD 1943, которое произносят hoovaw) не означает разрушения и вред. Это слово происходит от SHD 1942 havvah, которое означает "устремляться вниз" или "ниспа-дать". Это слово употреблялось в отрицательном смысле; это словообразование от SHD 1933.
Корень-дериват образован тремя согласными звуками He Vav He (хвх). Эти же три со-гласных образуют последние три согласных звука тетраграммы. Четыре основных фонемы Yot He Vav He или YHVH. В тетраграмме нет буквы w. Vav произносится как v или немая w (см. Стронга). Это не тот звук w, который можно услышать в Америке. В немецком языке также можно услышать нечто подобное.
Утверждение о том, что Yaho восходит к периоду вавилонского плена, необоснованно, как явствует из элефантинских текстов. Фонема YH произносится как Yahoo или Yaho, если она употребляется сама по себе. Эта фонема передана в Библии короля Иакова как Jah. Сло-воформа "Йаховах", как считает Стронг, образована фонемами Yaho и SHD 1961, где соглас-ные звуки идентичны He Vav He, однако произносится это слово hayah, что означает "суще-ствовать". Это слово употребляется также и в значении становиться, что передается фоне-мами 'eyeh 'asher 'eyeh. Эти слова происходят от SHD 1933, корнем которого считается тетра-грамма hava или havah, что означает дышать или становиться в широком смысле. Таким образом, тетраграмма означает "Я стану". Это слово употреблял Христос в смысле "Я есть". Он был Яхве, который говорил с Моисеем. Он говорил от имени Яхових или Яхве сонма, Бо-га Отца, Элиона или Всевышнего, который есть Элоах. В этом смысле, пресуществующий был также и Посланником или Ангелом Яхве, элохимом, как о том говорится в Захарии 12:8. В LXX приводятся слова, переведенные как Чудный Советник (Библия короля Якова) в кни-ге Исаии 9:6. Таким образом, Мессия был как Яхве, так и Яшуа или Яхошуа. Значение этих слов было неверно истолковано некоторыми людьми, полагающими что "Яхве" не может оз-начать "бог разрушений" или "горе". Так, Стронг дает читателю указывают на корневую род-ственность SHD 3068 и SHD 1961, которые, в свою очередь имеют прямое отношение к тет-раграмме SHD 1934 и 1933. Однако, лингвистическая основа божественного имени требует внимательного изучения.
Когда Моисей привел людей к границам Земли обетованной, то там уже жили фили-стимляне. Предполагается, что это один из эгейских "народов моря", хлынувших в Палести-ну и Египет после падения Трои. Исторически же впервые Израильский союз племен фикси-руется в египетских архивах середины тринадцатого тысячелетия до н.э. И в этом военном союзе могли находиться не только семитские, но и индоевропейские племена, а в Библии могли объединиться хроники различных народов, участвовавших в длительном завоевании Палестины, в т.ч. сами филистимляне и те рода, которые Моисей вывел из Египта (не обез-ательно семиты, но и остатки гиксосских племен, в т.ч. хурриты и митаннийские индоиран-цы). В это время также могло быть заимствовано имя Яхве (Зевса) у филистимлян.

К этому же времени, вероятно, следует отнести влияние на Закон Моисея зороастризма со стороны пришедших с ним из Египта или живших в Палестине и Сирии индоиранцев, по-скольку обе эти религии от всех остальных религий мира (кроме родственных мусульманст-ва и христианства) отличают две яркие черты:
Двуполярность божественного мира (Ормузд и Ариман, Яхве и Сатана), причем силами зла считаются молодые боги (ир. ахуры, иуд. падшие ангелы и Сатана, когда-то сотворенные Яхве), в отличие, например от древнегреческой религии, где Зевс и его поколение богов по-бедили в битве змееподобных титанов и своего отца Кроноса и низвергли их в Тартар;
Обе религии впервые провозгласили принципы общественного поведения людей, т.е. они стали первыми "Моральными кодексами" человечества.
Наконец, в обеих религиях откровения сообщаются пророку: а) на скале; б) бог явился среди пламени; в) заповеди бога были высечены на каменных плитах.
Бог Ваал рано слился с богом Элом, и с I тыс. до н.э. его культ стал приобретать моно-теистические черты (аналогично и в Древней Греции Верховный бог Зевс и Бог-громовержец с несохранившимся греческим именем (восходящим к и.-е. Per(k)un(t)) слились в одном ли-це). Т.о. процесс монотеизации религии был присущ всему Ханаану. Но исторически он на-чался именно после образования на его территории Израильского союза племен.
Элоах или Яхве Сонмов открыл Себя через Мессию как 'eyeh 'asher 'eyeh или Я есть то, чем Я буду (Исх. 3:14; ср. сн. к Новой Оксфордской Библии с Примечаниями, а также Кар-манный Справочник Библии). Эти имя стало основой для Яхве (YHVH) как многосущего; в Библии имя Яхве носят больше существ, нежели.

На основании письменных источников Древнего Мира (архивы Древнего Египта и Ас-сирии, "Ригведа", "Авеста", Библия, труды древнегреческих историков), данных археологии и геологии, а также сравнивая идейное сходство мифов некоторых религий, можно прийти к выводу о двух эпохах контактов западных семитов и индоевропейцев: в III тыс. до н.э. в рай-оне Сирии и Палестины (что привело к появлению бога Ява/Яхве в ханаанском пантеоне и заимствованию слова aster "звезда" от имени семитской Богини любви 'Аштар (вероятно, первоначально "Утренняя звезда", т.е. планета Венера) и др. в ряде индоевропейских племен (или наоборот, на что указывает и.-е. суффикс -ter)) и в XV в. до н.э. на севере Междуречья, где под влиянием складывающегося в Ханаане монотеизма (бог Ба'л/Ваал вместо табуиро-ванного Ява) и проникшего на территорию современной Армении зороастризма в среде пле-мени Авраама заложились основы иудаизма.
Из вышесказанного следует, что именем Яхве изначально называли именно верховного бога, а не бога племени. Непосредственная связь бога Яхве с дневным небом и послужило, возможно, исходу праотца западных семитов (возможно, индоевропейца) Авраама (в Коране - Ибрагим) из Харрана (город в верховьях Евфрата) в Ханаан (Палестину) в результате рели-гиозных гонений лунопоклонников, что также является косвенным подтверждением того, что племя Авраама представляло чуждый (пришлый или, наоборот, аборигенный) народ сре-ди западно-семитского (аморейского), восточно-семитского (аккадского) и шумерского насе-ления Месопотамии.