Интуиция и Восточная культура

Интуиция, Восточная, культура

В то время как восточные искусства воспитания интуиции учат "слышать свой внутренний голос" (то есть воспринимать всю эту информацию в таком количестве и в таких неожиданных формах находящуюся вокруг нас) и понимать язык, на котором этот "внутренний голос" говорит (а говорит он на языке символов).

На востоке язык символов лежит в основе всей культуры.

Из статьи А.А.Маслова: "Художественная культура Китая — это культура аллюзий и намека. Начиная с династии Тан возникает особый метаязык, доступный лишь посвященному, взывающий к самому ядру китайской культуры. … Сокрытый характер культуры предусматривает и постоянное сокрытие истинного смысла слов или пожеланий. Более того, многие понятия приобретают смысл, когда они называются непрямым образом. Истинное слово как бы табуируется, "запрятывается", а вместо него подставляется омофон, слово, аналогичное по звучанию. Например, излюбленное среди китайцев понятие "рыбы" (юй), часто изображаемой на народных картинках, контаминируется с его истинным смыслом "избыток", "достаток", также произносимый как "юй", а следовательно выступает как пожелание достатка в доме и многих детей. Нарисованная "девятка" (цзю) означает также "долгий" (цзю), т.е. пожелание долголетия, а изображение трех девяток означают благопожелание очень долгой жизни, т.е. "долго-долго-долго". Говоря о гребешке петуха (гуань) или поднося петуха в подарок, человеку желают удачной чиновничьей карьеры, поскольку чиновник также звучит как гуань. Кровати для детей нередко изготавливают из финикового дерева. Финик и слово "рано" звучат одинаково (цзао), и это означает, что ребенок может рано достичь удачи в карьере. Числа "четыре" избегают, ибо звучит оно также как "смерть".

Среди некоторых исследователей существует мнение, что интуиция присуща людям с менее развитым интеллектом, менее эрудированным, поскольку она (интуиция) есть проявление первобытного, инфантильного разума (как известно, интуиция развита у детей, очень свойственна животным). Впрочем, вряд ли можно назвать Бензола и Пуанкаре (написавшего большой труд о значении интуиции) людьми слаборазвитого ума. Другое дело, что, возможно, логика, эрудиция, в также то, что в психиатрии называется априорными идеями, мешают нам распознать сигналы, подаваемые интуицией.

В своем дневнике жена Дмитрия Ивановича Менделеева писала о муже: "Если ему предстояло решить какой-нибудь затруднительный важный жизненный вопрос, он быстро-быстро своей легкой стремительно походкой входил, говорил в чем дело, и просил сказать по первому впечатлению мое мнение, "только не думай, только не думай", — повторял он". Таким образом, условием "включения" интуитивного восприятия является "отключение" логики ("не думать"). И, возможно, желая услышать свой внутренний голос, надо просто обеспечить должную тишину.

Маслов Алексей Александрович и Попов Дмитрий Сергеевич

Литература:
Бейли А. От интеллекта к интуиции. М., 2002.
Годфруа Ж.. Что такое психология? М., 1992.
Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999.
Маслов А.А. Письмена на воде: Ранние наставники чань в Китае. М., 2001.
Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
Ошо. Интуиция: Знание за пределами логики. М., 2002.
Скотт Момодей. Дух, остающийся жить. М., 1997.
Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.
Эхака Сапа. Откровения черного лося. М., 1997.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

1111111