Интуиция и Восточная культура

Интуиция, Восточная, культура

Западная философская мысль опиралась, прежде всего, на разум, логику. (Западное  — "существует лишь то, что можно осмыслить", "я мыслю (причем в смысле "логически мыслю"), значит, я существую"; восточное — "существует лишь то, что непомышляемо и пустотно"). Западная культура, признавая наличие интуиции как явления, пытается в большинстве случаев объяснить ее логикой.

Для сравнения:

"Истина скрыта вне письмен. В знаках и словах не передать Закон. К сердцу обратись, внутрь и вспять, Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!"  — Бодхидхарма (VI в.).

"Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума настольно простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…"  — Рене Декарт.

В последние годы восточная тема становиться все более популярной на Западе. Люди западной цивилизации, живущие в мире высоких скоростей, все чаще стали обращаться к неторопливо-созерцательной культуре Востока. Древняя литература Востока становиться все более актуальной, поскольку, не пытаясь объяснять все вокруг словами, но оперируя символами, она застрахована от устаревания, и каждый раз получает новое прочтение. Так за символизмом древних трактатов скрывается ключ к познанию человеческой психологии, теории мышления, прежде всего интуитивного.

Из статьи А.А.Маслова: "Актуальность всей древней философско-мистической литературы Китая, кажется, заключена в том, что на протяжении тысячелетий не произошло никакой смены типологии мышления. Мистическое сознание так и осталось мистическим, лишь несколько сменив свой лексикон. Китайской традиции не было необходимости связывать архаически фольклорные предания, например о сотворении мира, с философско-углубленными рассуждениями о мистическом и нравственном предназначении человека, как это делает западная культура, опираясь на Библию". (Под "мистическим" сознанием Маслов подразумевает не мистицизм, а сознание "вне логики".)

Интуиция "решений" и интуиция "предвидения". Многие могут припомнить случай/случаи, когда некая проблема, над которой долго думали, вдруг (именно это "вдруг" является характерным) получает неожиданное и ясное решение (причем именно тогда, когда мы перестали напряженно осмысливать). Это интуиция "решений". Всем известна история о сновидении Бензола (в котором он увидел кусающую его за хвост змею, "подсказавшую" ученому решение проблемы, над которой он долго работал). Это одна их ипостасей интуиции. Как уже упоминалось выше, такая интуиция, "интуиция решений", опирается на наши собственные знания (полученные как вновь, так и задолго до того), весь объем которых мы можем не осознавать. Неосознаваемым остается и процесс скоростного анализа (подсознанием?) всей этой информации. (Ведь ее подсказки, как правило, даются в виде образов, символов, как в случае со змеей Бензола).

Интуиция толкуется в Большой Советской Энциклопедии как "способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства". Другое определение, даваемое словарем Брокгауза — "интуиция — непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта". Таким образом, в определении из словаря Брокгауза заложена даже попытка объяснить, каким образом действует интуиция — "непосредственное познание на основании внутреннего опыта".

На Востоке такое "непосредственное познание" является абсолютно естественным.

Из статьи А.А.Маслова: "Понимание истинности происходящего приходит не из размышлений и не из логического выстраивания, а из мимолетного наблюдения. Здесь реальность происходящего в природе указывает на нечто, происходящее в самом человеке. Этот сюжет "истинного понимания, не указывая на само явление" неоднократно обыгрывает и китайская поэзия, и живопись и каллиграфические надписи, сопровождающие пейзажи. А поэтому и всякая художественная культура имеет своей целью не отображение реальности, ни ее описание и даже не чувства или переживания человека, но содержит в себе намек, скрытый указатель на истинную реальность. В этом  высшая суть и живописи, и поэзии, и философских размышлений".