Болот Байрышев. Горловое пение

Болот, Байрышев, Горловое, пение

— Болот, а после того, как Вы вернулись в филармонию, поездки не стали более редки?

— Я выступаю с филармоническими концертами, но и нахожу возможность выезжать по нескольку раз в год. Иногда для этих поездок приходится занимать деньги у друзей, но я возвращаюсь и рассчитываюсь. В Японию выезжаю почти каждый год, даю концерты. В этом году был в Македонии, в Голландии, в Турции...

— А в Москве Вы часто выступаете?

— В конце 90-х я познакомился с Татьяной Лавреневой - выпускницей ВГИКа. Она работает у режиссера Соловьёва на Мосфильме. Знакомство наше было случайным, я отдал Тане свои диски, и вскоре она мне позвонила и предложила выступить в паре московских клубов. До этого я выступал только в МГУ в 95-м совместно с одной турецкой группой.

Когда я пришел в клуб «этно», выступил, менеджеры клуба тут же заинтересовались мной. С тех пор, как только я приезжал в Москву, Таня помогала мне организовывать выступления - она очень доброжелательный и настойчивый человек, и Ногона Шумарова, и Раису Модорову она тоже поддерживает... Таня же предложила мне участвовать в «Антропологии» у Дмитрия Диброва. Это была одна из декабрьских программ 2000 года. Была прямая трансляция, в час ночи, у нас передачу показали через сутки. Признаться, я чувствовал себя несколько скованно...

В Москве я какое-то время поработал в группе «Семен Магнит», которую организовал руководитель группы «Квартал» Артур Пилявин. Мы исполняли этническую электронную музыку - сейчас это модное направление... Выступали в каких-то клубах, но всё остановилось через два года, когда погиб в автокатастрофе Артур. Он мне предлагал переехать в Москву, снимать квартиру, чтобы быть постоянно там, работать... А я в Москве не могу долго находиться. Максимум неделю - и всё, потому чувствую её давление, что ли... И хочется домой...

— Вам предлагали когда-нибудь участие в интересных проектах, которые не связаны напрямую с музыкой?

— В начале уходящего года по предложению Тани Лавреневой мои данные - фото и анкета - оказались на Мосфильме, а в начале весны мне предложили роль в фильме «Охота на пиранью», который был поставлен режиссером Андреем Кавуном по одноименному произведению Александра Бушуева. В июне были пробы, я вылетел, встретился с режиссером, целую ночь в гостинице читал сценарий, а утром, когда пришел, режиссер утвердил меня без пробных съемок...

В фильме я играю охотника-эвена, который живёт на сибирской заимке со своей семьей, и вот в один прекрасный день там появляются вдруг вооруженные люди, и его захватывают как проводника... В июле были съемки, и шли они до середины сентября. Сам процесс съемок мне очень понравился, было очень интересно. Кроме того, мне посчастливилось познакомиться и подружиться со многими актерами. Достаточно сказать, что в этом фильме снимались Владимир Машков, Женя Миронов, Сергей Гармаш... В апреле фильм должен выйти на экраны кинотеатров. В фильме я играю и на комусе, и на шооре, так что и в этой роли - музыка рядом...

— Болот, музыка всегда рядом с Вами... И так с детства?

— Да, семья наша была музыкальная. Бабушка играла и пела на национальных инструментах, мама, дядя, брат... И в общем-то с детства было желание - стать артистом, выступать на сцене... С живой музыкой я столкнулся после восьмого класса, когда поступил в Майминское, как я его называю, «танковое» училище», где обучают на трактористов. Там у нас был кружок, и мы играли на духовых инструментах под руководством замечательного человека Владимира Захаровича Стрыгина. И в армии я играл на трубе в оркестре, правда, нот я не знал, а играл, как получалось... Мои первые авторские песни появились именно там...

Позже я поступил в Абаканское музыкальное училище на духовое отделение. Сольфеджио, теория для меня были тяжелы, и я там проучился недолго, бросил всё и вернулся в Кырлык, на родину... А в 86-м стал работать в составе «Алтая». Мне было всё интересно, я пел, танцевал, играл на шооре, комусе, исполнял горловое пение...

— Болот, раз уж Вы так часто путешествуете, то наверняка с Вами случалось что-нибудь необычное в новогоднюю пору где-то вдали от дома...

— Действительно, был один запоминающийся случай, но связан он с возвращением домой под Новый год. Это было в 95-м. Я выступал полмесяца в Голландии, а 28-го декабря я должен был попасть в Рим по приглашению Джо Завинула. 28-го и 29-го было мое выступление там, а 30-го вечером - уже билет из Москвы домой. Когда мы вернулись в Москву, то узнали, что все рейсы в наш регион в связи с непогодой отменены. Мы сидели в аэропорту и были в полной неизвестности... Я уже стал звонить своим московским знакомым, чтобы сказать, что на Новый год, вероятно, придётся остаться в Москве... И все-таки вылетели мы в обед тридцать первого, самолет приземлился вечером, я позвонил домой, сказал, что к полуночи ночи постараюсь быть дома. По счастливой случайности в аэропорту встретил своего знакомого, а иначе бы, конечно, не добрался... Я на всю жизнь запомнил этот момент: приезжаю, открываю дверь, идет ельцинское поздравление по телевизору, и все мои сидят, и тут я... Было прекрасное настроение! Именно тогда я понял, что если очень захотеть, то можно остановить какие-то секунды своей жизни....

— Болот, от имени всех наших читателей «Постскриптум» поздравляет Вас с Новым годом, и желает в самом ближайшем будущем воплощения удачных творческих проектов.

— Мне также хочется поздравить вашу газету и её читателей, а также своих коллег-артистов, и всем пожелать, чтобы Новый год принес новые удачи, и всем - достойной жизни!

Беседу вела Екатерина Сергеева.