Значение имени. Психология и имя

Значение, имени, Психология

Итак, каждый человек получает имя либо выбирает его сам. Он ещё не научился употреблять местоимение «Я», но знает, как его зовут, и обращается к себе по имени. Используя имя, он вступает в контакт с другими людьми, проявляя при этом особую чувствительность к тому, как произносится его имя, он слышит его даже тогда, когда не может различить значения других слов. Определённые трудности в общении появляются тогда, когда он не знает или искажает имя партнёра.
     Выяснению содержания психологических образов имени, которые сложились у современного человека, посвящено исследование, проведенное нами совместно с Е. В. Троцевской. В нём приняли участие различные группы населения в возрасте от 18 до 35 лет. Участнику исследования говорилось: «Представьте себе такую ситуацию. Вы получили записку от своего приятеля, в которой он вам пишет: „Я хотел бы, чтобы ты завтра познакомился с ... (называется имя)“. Вы не знаете этого человека, никогда не видели его, не имеете представления о том, как к нему относится ваш друг. Составьте психологический портрет этого человека, зная лишь его имя». Следует сказать, что выполнение задания не вызывало у участников исследования каких-либо трудностей, несмотря на то, что большинство из них ранее никогда сознательно не занималось конструированием психологического образа человека на основе его имени. Этот факт ещё раз подтверждает, что в обыденном общении имя человека ассоциируется с определёнными психологическими особенностями его носителя, что оно является знаком символом, способом объективизации психологического мира личности.
Имена, предлагаемые участникам исследования, были выбраны из частотного словаря имён и являются самыми распространёнными: мужские — АЛЕКСАНДР, АЛЕКСЕЙ, ВЛАДИМИР, ДМИТРИЙ, МИХАИЛ, СЕРГЕЙ; женские — АННА, ЕЛЕНА, ОЛЬГА, ЕКАТЕРИНА, НАТАЛЬЯ, ВЕРА. «Психологические портреты» перечисленных имён анализировались в нескольких направлениях: внешность, экспрессия, черты характера носителя определённого имени, его отношение к себе и другим людям, особенности интеллектуально-волевой сферы, виды эмоционального реагирования, оценочные суждения. В результате обработки полученных данных оказалось, что почти каждое имя имеет несколько «психологических портретов». Так, большинством участников исследования имени Алексей приписывались следующие черты: «мягкий, добрый, правильный, приятный (оценка внешности)». Разновидности психологического образа имени Алексей таковы: «весёлый, жизнерадостный, открытый» и «тихий, чувствительный, неудачник, покладистый, неуверенный». Оказывается, что человек с именем Алексей может быть и «сильным», и «слабым», и «общительным», и «замкнутым».
  Имя Александр, в силу того факта, что многие участники исследования «лепили» его психологический образ исходя из деяний великих людей, носивших это имя, наделялось одними и теми же чертами: «умный, самолюбивый, волевой, целеустремлённый, агрессивный, сильный, величественный, высокий, стройный, светлый (оценка внешности)». В соответствии с тем же обстоятельством были едины участники исследования в психологической трактовке имени Владимир: «властный, умный, хитрый, общительный, твёрдый, спокойный, себялюбивый, сильный, хвастливый; внушительный, тёмный (оценка внешности)».
     Психологический образ имени Дмитрий включает весьма противоречивые черты, говорящие о некоторой двойственности натуры: «внутренне угрюм — внешне весел», «неординарный — посредственный»; «спокойный — агрессивный»; «несерьёзный и в то же время может быть практичным и глубоко проникать в смысл жизни». Дмитрий — «любим и уважаем, привлекает внимание» и вместе с этим «отталкивает, вызывает чувство недоверия».
     По мнению участников исследования, человек с именем Сергей должен быть «самостоятельным, гордым, практичным, гибким, рациональным, эмоциональным, легко ранимым, противоречивым, общительным, веселым, любить удовольствия, иметь привлекательную внешность».
     Многие участники исследования признавались в том, что когда они слышат имя Михаил, то у них возникает образ медведя. Видимо, такого рода ассоциации повлияли на психологическое содержание образа имени Михаил: «толстый, неуклюжий, здоровый, тёмный (коричневый), консерватор, работящий, целенаправленный, добрый, спокойный, простой».