Значение имени. Психология и имя

Значение, имени, Психология

ИМЯ — ЗНАК ПЕРСОНЫ

     Личное название человека, способ различения людей. Но каковы основы выбора имени? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть способы выбора имени в прошлом и настоящем. Как известно, древний человек вместе с именем приобретал частицу опыта, отождествляя себя со всеми его прошлыми носителями. Через имя предков он приобщался к определённым социальным ролям, становился «ниточкой», связующей поколения. С помощью имени сохранялись образцы поведения. Имя выступало в роли социальной памяти, фиксирующей опыт жизнедеятельности конкретного человека. Оно выполняло функцию трансляции социального опыта целого поколения людей. Благодаря этим функциям, имя как бы задавало его носителю своеобразное пространство поступков, действий, способов реагирования на окружающий мир. Оно определяло, — в силу существования реальных эталонов поведения, соответствующих этому имени, — судьбу человека, границы индивидуальности.
     Роль образцов поведения в христианстве выполняли жития — описания жизни людей, причисленных церковью за свои деяния к лику святых. Имена святых были зафиксированы в святцах. В соответствии с церковной традицией ребёнку давалось имя того святого, чей день чествования приходился на день крещения. Имя, полученное при крещении, как бы задавало жизненный путь человека: он должен был поступать так же, как и святой, чтобы заслужить его духовное покровительство. Повторяясь бесчисленное количество раз, имя закрепляло в массовом сознании соответствующие ему действия, поступки, отношения, черты характера, и тем самым приобретало силу воздействия и влияния на других.
Выбор имени «по образу и подобию», характерному для его носителя, либо придумывание новых имён по тому же принципу было достаточно распространено в 20-х — 30-х годах. Имена вождей либо переделанные их фамилии соотносились с определённым типом поведения, образцом жизни. В это же время с особой силой эксплуатируются магические функции имени: имя-призыв; имя-клятва; имя-заклинание. И то, что всегда и для всех народов было совершенно естественным (в любви повторять любимое имя, в ненависти бранить ненавидимого через его имя), превращается в некий идеологический ритуал, значительный элемент тоталитарного сознания.
В настоящее время выбор имени стал менее зависим от социально-нормированных способов его присвоения. В основе выбора образца поведения лежит личное отношение к носителю того или иного имени. И несмотря на то, что христианские традиции присвоения имени стали забываться, осталась сама идея: ориентироваться в ситуации выбора имени на «жития» конкретных людей. Современный человек может и не фиксировать своё внимание на имени, как на специфической социальной памяти, социальной установке. Однако очевидно, что он ждёт, пусть и не всегда осознанно, появления у Другого тех черт, которые были присущи носителю того или иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает другие, формируя тем самым личность, например, ребёнка.
     В определённое время, как отмечают социологи, в обществе заметно возрастает процентное соотношение какого-либо имени, иными словами, то или иное имя становится модным. «Каков бы ни был механизм этого возрастания, — пишет известный философ П. Флоренский, — самый факт его несомненно указывает на насыщенность данного имени, по крайней мере на данное время, значительным по признанию общества этого времени содержанием. С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций». Человек, одаряя свою дочь или своего сына таким вот престижным именем, как правило, убеждён в том, что оно принесёт ребёнку особые возможности, качества, чувства. Народное представление именной типологии, по мнению П. Флоренского, не лишено смысла, и характеристики имён служат руководством в поведении. Из описаний П. Флоренского разнообразных имён следует, что у имени есть внешность, ум, страсти, волевые свойства, отношения с миром людей и вещей, жизненный стиль. По сути, философ создаёт психографию имени и развивает, утверждает мысль о том, что имя, как и другие социокультурные факторы, обусловливает жизненный путь человека, создаёт определённые рамки его развития, его психологический портрет. Вместе с тем, ни один социокультурный фактор, взятый сам по себе, не может очертить диапазон развития человека. В этом смысле и имя человека — это только вероятностная модель его развития. Если исходить из сказанного, то диагностика личности и прогнозирование судьбы только на основе имени, будет напоминать ономантию — гадание по имени. Особенно в настоящее время, когда психокультурная суть имени претерпела изменения из-за потери ряда христианских и других традиций его присвоения.