Гадание на травах

Гадание, травах

Гадание на соломе.

Травянистые растения использовались в девичьих гаданиях не только летом, но и в зимнюю пору. Разумеется, гадали на высохших растениях, чаще всего на соломе. Считалось, что под Рождество она обретала особую волшебную силу. Если хотели погадать у омета, то становились к нему спиной и, запрокинув голову, выбирали глазами одну из нависших сверху соломин. Крепко ухватив за кончик зубами, соломину осторожно вытягивали. Если она оказывалась с колосом на другом конце, то быть девушке замужем за богатым, а если без него — не уйти от бедности. Чтобы колос не оборвался, соломину старались тянуть медленно. Тем, кто обладал терпением и сноровкой, гадание редко приносило огорчение.

Когда несколько девушек собирались вместе, то можно было погадать на путаной соломе. Принесенный в избу ворох взбивали и переминали так, чтобы все соломины перепутались как можно сильнее. Соломенный ком клали на стол, а сверху на него ставили сковороду с водой. В воду клали средней величины камень. Когда все смолкали и в избе наступала тишина, каждая девушка поочередно вытаскивала из кома одну соломину. Разумеется, перекрученные и перепутанные, они вытаскивались с большим трудом.При этом вода в сковороде слегка поплескивала, шуршала солома и камень скреб металлическое дно. В наступившей тишине возникали неопределенные звуки, отдаленно напоминающие человеческую речь. В этих звуках воображение девушки различало порой заветные слова.

В шумной компании, когда о тишине нельзя было и помышлять, на соломе, а также на тростнике гадали иначе. Каждый гадающий связывал в пучок четное количество соломин — не меньше шести. Затем он должен был связать попарно на одном конце колосья, а на другом — комельки соломин. После этого пучок в середине развязывали, соломины расправляли и смотрели, что получилось. Если соломины образовывали большое сплошное кольцо, то впереди ожидала удача. Если же получалась разомкнутая цепочка или несколько отдельных колец, то это сулило всяческие неприятности в предстоящем году. Чтобы большое кольцо все-таки получилось, каждый гадающий старался внимательно проследить, как укладывается в пучке каждая соломина. Но, как правило, все старания были напрасны.

Отрывок из книги "Сухие травы. Основы художественного ремесла" (Геннадий Федотов, Москва, "АСТ-ПРЕСС" 1997)