Йога. Практики Йоги. Йога саморазвития. Йога и человек. Занятия Йогой

Йога, Практики, Йоги, Йога, саморазвития, Йога, человек, Занятия, Йогой

Что такое йога?

Человек всегда стремился к познанию. Познавать можно внешнее, а можно внутреннее. Познание внутреннего (деятельности психики и тела) может происходить в результате наблюдения за своей или чужой деятельностью и составления аналитических выводов. Так же познание себя, как человека, может происходить в результате изучения и исследования анатомии, физиологических, биохимии, генетики и т.д.

Одна из главных проблем, которая встает перед познающим, это получение неверных результатов процесса познания из-за его проведения на основе необъективных данных. Это было свойственно людям древности, для которых религиозные или мистические установки являлись авторитетом и отправной точкой, и это свойственно людям сегодня. Принятие отправных установок на веру имеет причины в виде лени, неспособности сосредоточиться или нежелания размышлять критически. Критическое размышление зачастую избегается из-за стремления сохранить свою значимость (в своих же глазах), которая может поколебаться в результате такого размышления. Или же критическое размышление избегается из-за вызываемых им неприятных переживаний (страданий).

В таких вопросах, как смысл жизни, роль «Я» и др., часто в качестве авторитетных принимаются созданные ранее установки, и их использование не подкрепляется критическим объективным анализом. В основе этого лежит стремление обосновать удобным для своей психики образом смысл существования и избежать страха окончательности бытия. Будучи знакомыми с опытными представителями различных учений, мы приходим к заключению, что любые заявления по этим вопросам являются не больше, чем мнениями. Мы не знаем никого, кто бы объективно доказал существование жизни после смерти, а все остальное можно объяснить свойствами человеческого восприятия. И поэтому к йоге подобные мнения не имеют никакого отношения.

Проанализировав историю йоги, можно сказать, что она еще до фиксации в исторических памятниках уже использовалась разными философскими, религиозными и мистическими учениями. И каждое учение по своему использовало йогу в соответствии со своими установками мировоззрения. По каким же критериям можно вычленить собственно йогу из использующих ее учений, иногда противоположных по своим установкам?

Первое. Йога является практикой по достижению и стабилизации определенных состояний функционирования психики и физиологии человека. Йогу определяют собственно как достигнутое состояние - самадхи. Но если какое-то состояние психики или физиологии достигнуто, оно должно регулярно критически оцениваться, не потеряно ли? Такой регулярный анализ тоже можно назвать практикой.

Второе. Практика Йоги основывается на результатах критического объективного анализа человеческой психики и физиологии. Совершенно неважно, имеют ли «метафизические» объяснения достижимые в результате практики йоги определенные состояний психики (в т.ч. состояния, обозначаемые как «освобождения» или «просветления»). На сегодняшний день эти состояния уже имеют объяснения психофизиологические, т.е. однозначно объективные.

Неважно, на каких вопросах фокусировались древние йоги, однозначно просматривается то, что одной из важнейших задач йоги является совершенство самого процесса познания субъектом. А это обязывает йога к развитию внимания, памяти, способности «научения», мышления.

Распространенные утверждения из ряда «йога есть способность к направленному вниманию», или «йога есть остановка неконтролируемой деятельности сознания» можно считать более узкими определениями общего «йога является практической системой совершенствования субъектом своего процесса познания до достижения состояния максимальной эффективности с последующей практикой по поддержанию такого состояния, как постоянного». Под процессом познания имеется в виду не интеллектуальные размышления, а объединенная работа восприятия, внимания, памяти и мышления.
Существенной составляющей достижения такого состояния является обретение «зрящего», т.е. состояния «присутствия себя» в состоянии бодрствования. Такое состояние характеризует включение лобных долей мозга в режиме, позволяющем контролировать функционирование остальных отделов мозга. Это обеспечивает более полный контроль лобных долей над остальными участками мозга, и делает возможным глубокое осознавание процесса жизни.

Одним из вопросов, который волновал древних искателей в Индии, являлся поиск способа избавления от страданий, отягощающих жизнь человека. Йоги нашли решение в оптимизации организма, мировоззрения вообще и социальной позиции в частности. Но для йогов избавление от страданий является не самоцелью, а ступенью на пути обретения осознания различных аспектов жизни.