ЖЕЛАННЫЙ БЕРЕГ ИЗГНАННЫХ ИЗ РАЯ

ЖЕЛАННЫЙ, БЕРЕГ, ИЗГНАННЫХ

СВЯТОЙ КОВЧЕГ РОССИИ

Образ Гипербореи издавна знаком русской культуре. Речь не только о новгородских поморах, которые собственным сердцем ощутили близость земного Рая, странствуя по Студеному морю. И античные представления о Гиперборее на Руси были восприняты как нечто близкое; более того, образ Гипербореи здесь порой сближался с образом христианской России, противопоставляясь эллинской, языческой духовности (8). 

А святыни Российского Севера? Они находятся в Гиперборее - если Фенноскандия действительно ее возрожденная часть. Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи - северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива. Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: Северный Афон - для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим - для суровых Соловецких островов. 

Да, именно Новым Иерусалимом, надземным градом, который завещан грядущим векам, узрел Соловецкий монастырь инок Ипатий еще в 1667 году - в видении незадолго до начала трагического «соловецкого сидения» (9). Потом был новый акт северной мистерии - явление старообрядческой Выговской пустыни (тоже на древнем гиперборейском берегу). Погибла и Выгореция... А в следующем, безжалостном, веке свершились крестная жертва и вознесение из грешного мира Святой Руси, с пронзительной болью воспетые Николаем Клюевым в «Песни о Великой Матери» - лебединой песне поэта... 

Пророческая поэма Клюева во многом загадочна. Не снят покров тайны над «собором святых отцов» - в подземном храме, подобном чаше; на его стенах, в горном хрустале сверкают золотые жилы... Клюев помещает этот храм где-то под «зыбучими мхами» Выгореции - по-видимому, под Масельгским кряжем. Именно там в свое время «явился миру» духовный центр старообрядчества - у древних, почти совсем изглаженных ледниками гиперборейских гор (и золото действительно встречается в этих горах). 

А почему на собор были призваны не только христианские подвижники, но и суфий - в «снежно-синих» одеждах, «от розы и змеи рожденный»? Где находится подводный Алмазный Град? Туда, под океан, уйдут жемчужною тропой отцы-пустынники. Ибо Святая Русь уже «отошла к славам, к заливам светлым и купавам», покинув землю, от которой отвернулось небо: «Смежила солнечные очи София на семи столпах»... 

Быть может, Алмазный Град как-то связан с нерушимыми надземными строениями Гипербореи, с ведической обителью Амаравати? Или же - с «ледяными городами» морских цариц, которые прежде, до Апокалипсиса, как пишет Клюев, давали приют усопшим северянам - соловецким инокам, поморам, саамам... Впрочем, главное в поэме - не столько топография гиперборейского Града, сколько мистический итог собора отцов, к которому с упованием обращали взор и «китайские несториане», и Лама «из звездоликой Лхасы»: от Российского Севера, от Голгофы Святой Руси (олицетворенной у Клюева в образах Матери-Троицы или Параскевы) устремился на юг незримый спасительный поток - «невидимый Евфрат». Он заструился и к Китеж-граду, и к святыням буддизма, к Алтаю и Багдаду... 

Как в откровениях некоторых западных мистиков, тоже писавших о чудесном голубом потоке, он умиротворяет сердца и гасит страдания. А чтобы его разлив преобразил, трансмутировал весь мир, в «бесплотный корабль» - мистериальную ладью, или Брачный Ковчег, плывущий к Китежу, - должны, по пророчеству Клюева, войти святой Феодор Стратилат и дева Анастасия: достигший святости муж и воскресшая Святая Русь. Анастасия (греч. «воскресение»; в поэме - внучка почившей Параскевы) - один из сокровеннейших образов русских духовных сказаний. Это Утренняя Заря-Заряница, солнечная дева Настасья Замориевна - Владычица Морская, что выплывает из океанских глубин в окружении двенадцати лебединых дев. Тот же образ Лебединой богини... 

Клюевским пророчествам удивительно близко одно полузабытое творение другого посвященного поэта России - Александра Блока. В неоконченной пьесе «Дионис Гиперборейский» он описал символическое восхождение в снежные горы в поисках Бога. Те, кто остался внизу, «в мутном пятне города», и те, кто ушел слишком высоко, презрев землю, - не достигли цели. Лишь один юноша, победивший искушения и соблазны, переживший одиночество в ледяных горах, обрел «меру пути» к Богу - и получил Ответ. Ему явилась Она - «Дева Снежных Гор» (как некогда являлась одиноким поморам-зимовщикам на Шпицбергене), - и в союзе с Ней он обрел божественную гармонию духа и преображенной плоти... 

...На Кольском полуострове, в Кандалакше, бытуют легенды о чудесном колоколе, затонувшем в порожистой и чистой таежной реке Ниве. На ее берегах еще в дохристианскую эпоху располагались святилища, восходящие к каменному веку (к наследникам Гипербореи?). Звон колокола, сокрытого здесь, не слышен грешным, изгнанным из Рая; когда же они услышат этот звон, вернется изначальное, райское состояние Лапландии-Гипербореи. Но механических повторений не бывает в истории, и если взглянуть на это народное пророчество сквозь волшебный кристалл мифов, сквозь откровения Клюева и Блока, то можно наверное, сказать, что это будет новая гармония, освященная жертвенным страданием Матери-Лебеди - Святой Руси - и в то же время изначально чистая, как снега величественной Юмъечорр - «Горы Мертвых», - что высится неподалеку от Кандалакши подобно вратам загробного царства, из которого вернется Дева-Лебедь, осеняя нагорные снега серебристым сиянием ласковых крыльев. Свершится возвещенный союз в Чертоге Брачном, воскреснет Святая Русь. И только ли она? Или восстанут в славе и другие гиперборейские земли под крылом Снежной Лебеди - азиатский Север (возвестил же Нострадамус о грядущей «золотой стране Камшат» - Камчатке), и Северная Америка, воспринявшая два века назад заветы мудрых гиперборейцев - валаамских старцев? 
 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. «Авеста» (пер. И. М. Стеблин-Каменского). М., 1993. С. 66, 71. Кольцевые горы окружают и священный Валинор в космографии Дж.Толкиена, но это тема отдельного исследования.

2. Там же. С. 163, 178.

3. Шергин Б. В. Поморские были и сказания. М., 1957. С. 136.

4. «Авеста». С. 89.

5. Московский историк А. Л. Никитин выдвинул гипотезу о пракельтском «народе Белого моря», который создал здешние наскальные святилища и каменные лабиринты. См. запись беседы с А. Л. Никитиным в кн.: Георги В. С. Путь на Грумант. Петрозаводск, 1991. С. 48-63.

6. Пиндар. Вакхилид. М., 1980. С. 109-110.

7. Пиндар. С. 21.

8. Именно так прочитываются, например, некоторые высказывания Максима Грека (см.: Бушкович П. Максим Грек - поэт-«гипербореец» // ТОДРЛ. Вып. ХLVII. СПб., 1993. С. 126.

9. Чумичева О. В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667-1676 гг. // ТОДРЛ. Вып. ХLVII. СПб., 1993. С. 290.