Медитация как инструмент педагогики

Медитация, инструмент, педагогики

Приемы освоения медитации

Время медитации. Первые несколько недель лучше всего медитировать один раз в день, в одно и то же время, в идеале рано утром, после пробуждения. Отводите для медитации около пятнадцати минут. Пятнадцать минут ежедневно дадут вам больше, чем часовые медитации дважды в неделю. Но опять-таки, как и с выбором метода, не существует "правильной" продолжительности медитирования.
Поза медитации. Индийцы предпочитают позу "лотоса", японцы сидят на пятках. Для них эти позы хороши, поскольку усвоены ими еще в детстве. Западному человеку эти позы могут показаться достаточно трудными, а вызываемое ими неудобство может отвлекать его и препятствовать медитации. Знайте, что можно прекрасно медитировать просто сидя на стуле, и поэтому не позволяйте никому морочить вам голову, понуждая к мучительной имитации чужой культуры.
Как бы вы ни сидели - держите спину прямо. Сбалансируйте свое тело, сядьте удобно. Ноги на полу. Кисти рук лежат свободно на коленях. Если вы проводите урок в классе, рекомендую следующее: предложить ученикам энергично потереть ладонь о ладонь, а затем закрыть теплыми ладонями глаза. Локти на стол. Мысленный взгляд должен быть направлен вверх, градусов на 20 выше линии горизонта.
Раслабление. Отрегулируйте дыхание. Дышите через обе ноздри, представляя процесс прохождения воздуха через гортань, трахеи, процесс наполнение легких. Под действием вдыхаемого воздуха пусть ваш живот выпятится, а грудь расширится. Вдохнув, побудьте в неподвижности несколько мгновений и лишь потом начинайте выпускать воздух. Пусть ваше дыхание будет легким и неслышным. Расслабьте плечи, мышцы лица и челюстей. У некоторых при этом получается полуулыбка, похожая на ту, что мы видим у статуй Будды или изображения Монны Лизы. Когда почувствуете, что дыхание стало ровным, приступайте к трем шагам медитации.
Шаг 1. Вхождение в медитацию. Вот один из методов погружения в медитативное состояния (метод Хосе Сильвы). Медленно, с интервалом в две секунды, начинайте обратный отсчет от ста до одного. Для многих полезно визуализировать (ярко представлять) эти цифры, и, если позволяет сила воображения, делать это на темном экране, мысленно выписывая их мелом, или светящимся фломастером, или просто мысленно перелистывая в обратном порядке "волшебную книгу" с уже написанными на каждой странице числами. Сосредоточтесь на счете, скрипе мела, шелесте и мелькании страниц, и вот вы, возможно в первый раз, оказываетесь в особом "правополушарном" состоянии. Назовем его Альфа-состоянием.
Шаг 2. Осознание Альфа-состояния. Мой опыт групповых занятий показывает, что учащиеся совершенно по разному отзываются о своем первом опыте. Можно услышать как "Это было чудесно!", так и "А я ничего не почувствовал". Причина разницы видимо в индивидуальной длительности Альфа-состояния и в степени знакомства учеников с этим состоянием. Приятная особенность метода Хозе Сильвы заключается в том, что предлагается ряд проверок, ускоряющих процесс осознания, теперь уже желанного, Альфа-состояния. Например, перед началом наблюдения за дыханием, попробуйте ярко представить плавающую на синей воде белую утку с красным клювом. Затем, по счету раз, сразу после входа в Альфа-состояние, представьте эту мысленную картину еще раз. Услышьте журчание воды, покрякивание. Запомните эти ощущения. Сравнивая два набора таких ощущений, их сочность, динамику, вы поймете, что значит быть в Альфа-состоянии.
Шаг 3. Завершение медитативного сеанса. Когда проверки на появления Альфа-состояния завершены, или просто по сигналу учителя, ученики включают процедуру завершения сеанса. Небходимо мысленно сказать: "Когда я досчитаю до пяти, то медленно выйду из своего состояния, чувствуя себя в полном сознании и лучше, чем раньше. Раз, два - готов открыть глаза, три, четыре - глаза открываются, пять - полное сознание, чувствую себя лучше, чем раньше". Поздравляю Вас!

Несмотря на то, что вы войдете на какое-то мгновение в Альфа-состояние в первый же раз, вам все же потребуется пять - семь недель практики, чтобы спуститься к более глубоким уровням медитации. В течение первых десяти дней используйте метод отсчета от ста до одного. Затем последующие 10 дней считайте от 50 до одного, затем от 25 до одного, от десяти до одного и, наконец, от пяти до одного.
Опыт показывает, что лучше это делать по утрам и что именно повторение позволит вам и вашим ученикам развить в себе способность к осознанию медитативного Альфа-состояния, поможет принять возникающее чувство скуки и наблюдать за всеми отвлекающими мыслями дружески и беспристрастно. Оставьте любые рассуждения, ожидания и фантазии о том, каким будет ваш опыт медитации. Дайте опыту состояться. Отстраните от участия в медитации вашего "внутреннего конкурента", который жаждет научиться медитации быстрее и желает стать более правым, чем ваши друзья коллеги! Примите и отпустите его желание быть правым и вы превратитесь в дружелюбного и "объективного свидетеля" своего внутреннего пространства.

Итак, медитация помогает решению проблем за счет изменения нашего восприятия. Медитация - обращение к интуиции за счет приостановки пережевывания разумом "правдоподобных" причин проблем. Смерть навязчивых мыслей, приносимая медитацией - это возможность жизни для новых мыслей и намерений. Опустошение ума, даваемое медитацией - возможность увидеть не какие-то части горизонта ощущений, а всю картину целиком.
Это уже достаточные причины для того, чтобы научиться медитации и научить ей своих учеников. Хотя, если быть точным, медитации научить нельзя, это "самостоятельная работа".
Но все же, педагог жаждет увидеть более прикладного смысла в овладении медитацией. Пожалуйста, показываем.