Эволюция сознания

Эволюция, сознания

Медитативные традиции, такие, как классическая йога или буддизм, утверждают, что дают преимущественно именно такое воспитание.
   
    И наконец, последняя из четырех составляющих программы подготовки — поиск мудрости. Это не обычное знание и даже не житейская мудрость. Скорее, это трансцендентная мудрость, называемая на Западе гнозис и на Востоке джнана, основанные прежде всего на непосредственном переживании и интуитивном проникновении в сущность своего ума и природы.
   
    Различные традиции на некоторых из этих четырех аспектов сосредоточивались в большей, на других — в меньшей степени, но все истинные пути в той или иной мере используют все четыре составляющие. Этическое воспитание универсально. Тренировка внимания, вплоть до достижения непоколебимой устойчивости, — основная цель классической йоги. Эмоциональной трансформации и культивированию чувства любви придают особое значение бхакти-йога и христианство, в то время как тибетский буддизм подчеркивает важность сострадания. Джнана-йога и некоторые школы буддизма обращены к мудрости.
   
    Предшественников всех этих видов подготовки можно найти среди представителей шаманизма. В своих лучших проявлениях шаманизм уже давно основывается на этике сострадания и служения. В определенной мере существенным компонентом подготовки шамана является и эмоциональная трансформация, особенно укрощение страха. Шаманов австралийских аборигенов, например, предупреждают об ужасающих видениях, с которыми им предстоит столкнуться во время подготовки, и о необходимости не поддаваться страху. «Вы видите, как горит ваша стоянка, как разливаются реки крови, льет дождь, гремит гром, сверкает молния, как колеблется земля и движутся холмы, как вращаются смерчи и раскачиваются на ветру деревья. Не бойтесь... Если вы будете слушать и смотреть на это все без страха, то никогда и ничего не будете бояться».
   
    Нередко описывается, насколько шаманы превосходят других по силе концентрации внимания. Хотя они не ставили себе целью достижения тех чрезвычайных степеней непоколебимого внимания, к которым стремились поздние йоги, ясно, что напряженные занятия по развитию внимания нередко были частью подготовки шамана. Например, эскимосского шамана Игьюгарьюка, чью инициацию мы рассматривали в 5-й главе, оставляли на месяц в крошечном чуме, давали ему ничтожно мало еды и воды и «призывали думать только о Великом Духе и о духе-помощнике, который вскоре явится, — и так предоставили его самому себе и своим размышлениям».
   
    Итак, технология трансцендентного значительно продвинулась вперед на своем эволюционном пути с тех пор, как кто-то из древних обнаружил, что удар по натянутой коже барабана порождает раскатистый звук, а если бить в нее снова и снова, последуют странные, приятные переживания. Шаманы припоминали и воссоздавали такие случайные открытия, вплетая их в действенный набор приемов и знаний, передаваемых из поколения в поколение. Тысячи лет спустя первые мудрецы усовершенствовали, отточили некоторые аспекты шаманской технологии, добавили к ним свои собственные и таким образом открыли человечеству путь к каузальной и абсолютной реализациям.