Эволюция сознания

Эволюция, сознания

ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО
   
    Технологии духовных традиций, ведущие к каузальной и абсолютной реализациям, обычно содержат четыре элемента духовной практики: строгую систему этики, эмоциональную трансформацию, поиск мудрости. Одни направления уделяют некоторым из этих элементов больше внимания, другие меньше, но в подлинных каузальных и абсолютных традициях обнаруживаются, пусть и в различной степени, все четыре элемента.
   
    Широко распространена убежденность в том, что этическое воспитание — это важный первый шаг на пути к любой значительной реализации. Это не конвенциональная этика, основанная на страхе и чувстве вины: «Делай так, а то Бог накажет». Это, скорее, подробно разработанная дисциплина воспитания ума, основанная на понимании того, что безнравственное поведение проистекает из таких разрушительных психических состояний, как жадность, ненависть, осуждение и зависть, и, более того, укрепляет их, а высокая мораль, напротив, способствует трансценденции. Интересно отметить, что этичное поведение — огромное благо не только для духа, но и для психики человека, что хорошо понимали еще в античные времена. Современные психотерапевты только сейчас начинают заново открывать эту древнюю истину.
   
    Преобразование эмоций является частью этического воспитания, делающей этот процесс более устойчивым и успешным. Практически универсален особый акцент великих духовных традиций на важности работы по ослаблению таких разрушительных эмоций, как страх и злоба, и одновременно по поощрению более благотворных для личности и общества состояний любви, радости и сострадания. Уход от разрушительных эмоций уменьшает и их растлевающее воздействие на психику. Не разрываясь более между алчностью и страхом, практикующему теперь легче концентрировать и удерживать внимание на любом выбранном им объекте, а это открывает путь к дальнейшему развитию, поскольку ум можно теперь сознательно направлять к желанным состояниям и таким образом культивировать их.
   
    Эти традиции утверждают, что внимание можно и нужно развивать. Однако психологи на Западе во многом согласны с Уильямом Джеймсом, который считает, что «произвольное внимание невозможно поддерживать постоянно». В этом — разительный контраст между представлениям большинства западных психологов (внимание не поддается тренировке) и духовных традиций (внимание нужно развивать). Поэтому можно легко понять, почему «нет другого такого предмета, который занимал бы более важное место во всех традиционных учениях; нет другого такого предмета, который подвергался бы большему забвению, непониманию и искажению в современном мире.
   
    Джеймс, признавая ограниченность нашего нетренированного внимания, понимал и важность его развития:
   
    Способность снова и снова произвольно возвращать назад ускользающее внимание — основа рассудительности, характера и воли. Невозможно быть compus sui, не обладая этой способностью. Воспитание, направленное на усиление этой способности, было бы воспитанием par excellence.