Эволюция сознания

Эволюция, сознания

Эволюция

    Для большей части истории человечества время — это не столько победный марш прогресса, сколько сменяющаяся череда циклов дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти. Мысль о том, что время куда-то движется, что идет непрерывный эволюционный процесс, — мысль на удивление новая, но успевшая уже глубоко укорениться в коллективном сознании Запада, а потому неудивительно, что само сознание также считается эволюционирующим. Эту идею выдвинули такие светила человеческой мысли, как Тейяр де Шарден, Джин Джебстер, Кен Уилбер, а также индийский интеллектуал и гений духа Шри Ауробиндо.

    Поскольку Уилбер объединяет идеи мыслителей-предшественников в единое целое, можно сосредоточить свое внимание на его трудах, дающих полное представление об этой эволюционной точке зрения. К тому же, как мы видели в предыдущей главе, его работы содержат полезную систему расположения трансперсональных состояний сознания в эволюционном континууме.
   
    Уилбер считает, что субтильное, каузальное и абсолютное состояния последовательно появлялись в истории человечества точно так же, как они возникают и у современных созерцателей. Поэтому он высказывает мысль о том, что утонченные (субтильные) состояния были первыми трансперсональными состояниями, достигнутыми человечеством. Тысячелетия спустя за этой реализацией последовала каузальная, а еще через несколько веков была открыта абсолютная.
   
    Субтильные состояния, полагает он, были выявлены на заре человеческой истории благодаря шаманам. Достижение каузальных состояний произошло примерно две — две с половиной тысячи лет тому назад благодаря таким великим мудрецам, как авторы Упанишад, Будда, ранние даосы и Иисус. Открытие абсолютных состояний он относит приблизительно к VI веку н.э. и приписывает его таким мудрецам, как Бодхидхарма в Китае и Падмасамбхава в Тибете.
   
    Какое же место в эволюционном восхождении сознания занимают шаманы? Уилбер помещает их в самом начале этого долгого процесса и считает их первыми духовными героями, первыми людьми, разработавшими технологию трансцендентного и получившими систематический доступ к субтильным состояниям. И хотя они могли изредка прорываться в каузальные сферы, их внимание, несомненно, было в основном сосредоточено на определенных субтильных состояниях и переживаниях, а шаманская мифология и технология были направлены на оказание людям помощи в достижении этих состояний.
   
    В течение тысячелетий шаманы были, наверное, единственным связующим звеном между человечеством и трансцендентным, и только через сотни, тысячи и даже десятки тысяч лет после первых шаманов были разработаны методы, позволившие получить систематический доступ к каузальной и абсолютной сферам.