Факторы Фарелли. 39 приемов, которые использует психотерапевт

Факторы, Фарелли, приемов, которые, использует, психотерапевт

Семь категорий Мы сгруппировали факторы по семи категориям:
1. Постоянные поведения (то, что провокативный терапевт проделывает постоянно или бОльшую часть времени)
2. Условные поведения (как провокативный терапевт реагирует на определенные поступки клиента; условия типа "если клиент делает X, то терапевт делает Y")
3. Неспецифические средства провокации (то, что провокативный терапевт делает время от времени)
4. Реагирование на заявления о проблемах
5. Реагирование на заявления о самооценке
6. Внутренние процессы терапевта/консультанта (ментальные процессы, позволяющие провокативному терапевту делать то, что он делает)
7. Стратегические паттерны

Постоянные поведения

1. Физический контакт
    Поддерживайте как глазной, так и физический контакт (повторяющиеся прикосновения, поглаживания, похлопывания по плечу, дружеские подталкивания и т.д.) Наклоняйтесь по направлению к клиенту. Проделывайте это постоянно, и особенно тогда, когда клиент хочет уклониться от глазного контакта, потому что смущен или испытывает сильное эмоциональное переживание.

2. Тон голоса
    Используются три основных тона голоса:
* Шутливый
* Гипнотический
* Притворно-расстроенный.
* Шутливый.
Как правило, разговор начинается в шуточном, несерьезном тоне, с подтекстом вроде "ну, мы-то с вами знаем..." Гипнотический. Когда клиент оказывается в замешательстве, растерянности, изменяйте тон голоса. Начинайте предлагать позитивные внушения пониженным, гипнотическим тоном голоса. Здесь могут использоваться "вечные терапевтические истины" абстрактного характера, наподобие "людям нужно уметь постоять за себя, не то мир будет вытирать о них ноги". Хорошо, если темп соответствует дыханию (или другим физическим процессам) клиента. Притворно-расстроенный. Если клиент продолжает повторять одни и те же утверждения, начинайте говорить в притворно-расстроенном тоне. "Hет, нет, я старый, усталый терапевт, я не в состоянии справиться с вашим случаем".

3. Невербальное отражение.
    В точности отражайте некоторые невербальные особенности поведения клиента (поза, тон и темп голоса, типичные жесты). Фрэнк не проделывает этого сознательно, но это становится очевидно при наблюдении за ним. Используйте невербальную подстройку, во-первых, для раппорта, и, во-вторых, для стимулирования ассоциации с эмоциональным состоянием и основными убеждениями клиента.

4. Используйте анекдоты.
    Иллюстрируйте затрагиваемые вопросы короткими метафорами, цитатами, афоризмами и анекдотами. У меня дома остались кое-какие детективные книжки, которые читал Фрэнк. Во время чтения он подчеркивает особо удачные, афористичные фразы. Собирайте подобные фразы и используйте их. Hе бойтесь повторяться. Ведь, как сказал однажды знаменитый голландский писатель Джерард Реве: "Вы говорите, что я стал повторяться, но скажите, неужели я должен повторять кого-то другого?" Когда Фрэнк слышит хорошую шутку, анекдот, видит в фильме удачную сцену, он любит представлять, как он использует ее при работе с клиентом. 5. Фокусируйте внимание на клиенте. Полностью сосредоточьте свое внимание на клиенте. Игнорируйте все побочные стимулы. Вероятно, так поступает большинство хороших терапевтов и тренеров. Один из наших мастеров смоделировал аналогичный процесс, изучая Альберта Пессо [известный психотерапевт, работает в области телесно-ориентированной терапии.]. Он называет это "конвертом". Концентрируйтесь на клиенте. Представьте, что вы разминируете бомбу... Вот таким должен быть ваш уровень сосредоточенности.

6. Hе помогайте клиенту!
    Hе пытайтесь быть полезным клиенту. Hе придумывайте никаких серьезных решений для проблем. Hе давайте никаких серьезных советов!

7. Hе придерживайтесь строго намеченного плана.
    Вставляйте не относящиеся к делу замечания, отвлекайтесь от темы, забывайте, что было сказано минуту назад.

8. Отвлекайтесь легко.
    Притворяйтесь глупцом. Реагируйте на заявления, которые клиент особенно выделяет или в которые вкладывает сильные эмоции, в диссоциированной, отвлеченной манере. В то же время, особенно сильно реагируйте на заявления, которые кажутся вам важными, но которые клиент высказывает походя, небрежно, как будто хочет сказать "Сейчас я не хочу об этом говорить" или "Вообще-то, это неважно." С другой стороны, на утверждения, которые клиент акцентирует, реагируйте противоположным образом: повторяйте их без энтузиазма, скучным тоном голоса, забывайте их, спрашивайте о неважных деталях (показывая, что вы их не понимаете) и так далее. Фрэнк предполагает, что клиент не многому научится, если будет повторять то, что он и так знает. Hе будьте слишком умны или интеллектуальны. Согласно положениям провокативной терапии, интеллектуальный анализ проблемы ценен, только если сочетается с сильным эмоциональным состоянием. 9. Помните, что вы провоцируете желаемое поведение. Слово "провокация" происходит от латинского "provocare", что значит "выявлять, вызывать". Провокативная терапия является отличным примером старого положения НЛП о том, что "смысл коммуникации -- это ответ, который вы получаете". Какие результаты вы хотите вызвать? Например:
* Уверенное поведение
* Позитивные убеждения
* Адекватную самозащиту
* Связь с психосоциальной реальностью
* Выражение заботы, дружбы, влечения, любви
Когда вы вызовете намеченные результаты, вы будете знать, что сеанс прошел успешно.