Природа представлений о себе как метасостояния

Природа, представлений, себе, метасостояния

Этот процесс продолжается, и становится всё сложнее и сложнее сказать, какие аспекты восприятия возникли из свойств линз, а какие их очертаний реальности.

      Например, нам трудно бывает осознавать, что время не существует как напрямую воспринимаемый аспект физической реальности. Оно существует только как организационная схема - языковая формула для наблюдений (Fraser, 1987, Ossorio, 1978). Соответственно, разные формулы "времени" рождают разные реальность и опыт. В разных культурах существуют различные концепции времени, порождающие различное восприятие вселенной, существенно отличное подчас от нашего (Rabkin, 1970). Внутри нашей культуры мы тоже можем заметить изменение в этой формуле, так недавно в физике стала общепринятой концепция вселенной как континуума "пространство-времени" (Efran, 1990, стр. 30).

      Сознание состоит из петель. Разум запетливается на себя, поскольку, побыв в первичном состоянии мыслей-чувстсв, начинает примерять эти мысли и чувства на себя. Такая обратная связь с рождения управляет сознанием человека. Имейте это ввиду! Такая обратная связь встречается и в кибернетике. Многие кибернетические механизмы работают благодаря обратным связям. В них выход предыдущего шага вычислений становится входом нового. Эфран утверждает, такие теории как Теория грамматики Хомского, взгляды Пиаже на развития ментальных функций, идея Ньювела и Саймона об Общем Решении Задач - все имеют обратные связи внутри. И формальная теория "разума" беспомощна без использования обратных связей. Без рекурсивных петель мы не могли бы сосредоточиться на мыслях о мыслях, мыслях о мыслях о мыслях и т. д.

      Петли осознавания представлений о себе

      Петли осознания представлений о себе не позволяют нам адекватно описывать терапию в смирительной рубашке линейных, ньютоновских, объективистских формулировок. Жизнь сознания не оперирует причинами, которые прямым и детерминированным образом порождают следствия. Жизнь сознания в большей мере функционирует как система с рекурсией на себя, с обратными связями. Если мы разделяем сознание или "разум" на отдельные факты, мы допустим произвольные наблюдения и классификации. В сознании всё связано и воздействует на всё, и мы не можем говорить о причине событий, но только об их множественных факторах.

      Психотерапия поэтому - весьма загадочная реальность, представления о себе всегда в ней заказывают игру. Разум, сознание, опыт, понимаемые в терминах пассивного созерцания, а не в динамике, представляют собой большую иллюзию. Человек не просто сидит и ждёт. пока что-нибудь случится. Он ищет неприятностей!

      Вот вопрос. Сначала вы бросаете камень из окна небоскрёба, потом выталкиваете человека. В чём разница? Эфран и др. (1990) отвечают: "В рекурсии, в последнем случает всё воздействует на всё. Люди, используя слова и символы, открывают смыслы, генерируют цели, предсказывают траектории и оценивают результаты. Падая из окна, люди испытывают на себе обычное воздействие законов гравитации, аэродинамики и т. д. Однако, в отличие от камня, он также спрашивает себя "почему я?" и позволяет себе по дороге шумные высказывания." (стр. 29)

      Язык - двигатель представлений о себе

      Мы осознаём себя посредством языка. Посредством языка мы созерцаем и оцениваем себя и свои судьбы. Представления о себе и язык действуют как близнецы-братья. Однажды заговорив, мы делаем множащиеся слова и символы частью себя, своего опыта, и мы уже не можем представить как выглядит мир, если взглянуть на него без этих очков.

      Хотя мы никогда не сможем действительно выйти из себя, чтобы увидеть себя со стороны, язык позволяет нам жить так, как будто это возможно. Язык позволяет нам стать "созерцателем" себя. Язык помогает нам перенести восприятие во вне.

      Очевидно, что жизнь сама по себе не зацикливается на лингвистических операциях, но многое из этого существенно для ощущения себя человеком. Хайдеггер сказал: "Язык - это дом существования. И мы в нём живём."Плохо это или хорошо, но мы живём в языковом мире, и он не является просто коллекцией фактов и наблюдений. Посредством языка мы создаём понятия, которые движут нами в жизни. Без языка мы бы жили в моментальном сознании без рассуждений, оценок, сравнений и наблюдений. Мы бы не осознавали себя, мы бы не чувствовали концептуального движения, не осознавали прогресса, не было бы ничего того, с чем клиенты обращаются к терапевту! Это только намёки на то, как бы мы жили,  не умея говорить.