Природа представлений о себе как метасостояния

Природа, представлений, себе, метасостояния

Распутывая путаницу

      Сейчас мы поговорим о том, что мы можем думать, переживать, говорить о различных уровнях абстрагирования, что мы можем полностью снять опасность буквального восприятия лингвистических концепций и оборотов речи. Сознательное абстрагирование (Korzibski, 1941) позволяет нам увидеть, что такие создания наших представлений о себе существуют только как лингвистические и семантические конструкции, но не существуют в их буквальном понимании. НЛП предупреждает об опасности номинализации процесса. Оно также предоставляет мета-модель, которая бросает вызов номинализации квазисуществительных, оказывающих влияние на некоторые скрытые глаголы или процессы.

      Даже в такой "жёсткой" науке как физика полное разделение субъекта и объекта не всегда плодотворно. Эфран, Луканс и Луканс (1990) писали: "В ньютоновской, объективистской парадигме такие парадоксы воспринимались как лингвистические ошибки или логические аномалии, и не рассматривались вовсе. Сейчас, глядя назад, кажется очевидным, что попытки полностью разделить субъект и объект обречены на провал." Таким образом, ньютоновская физика уступила место новой эпистемологии - эйнштейновской физике, которая утверждает нераздельность субъекта и объекта, исследователя и предмет исследования. Это делает бессмысленным "элементализм" против которого предостерегал Корзибский.

      Эта новая и развивающаяся эпистемология допускает знание и абстрагирование в природе представлений о себе. Она предоставляет модель, в которой парадоксы разрешаются гармонично и логично. Рассмотрение знающего и предмета познания как системы превращает линейную и горизонтальную модель знания в систематическую. циклическую, голографическую и холистическую. Соответственно, обучение изменяет систему, изменяет эффективность её дальнейшего обучения. Это значит, что обучение само по себе изменяет обучающегося таким образом, что у него развиваются глаза и уши для последующего обучения. (Бейтсоновы уровни обучения, 1972, "Логические категории обучения и общения," стр. 279ff).

      "Проблемы" с представлением о себе

      Подавляющее большинство человеческих "проблем" (если не все) связаны с феноменом представления о себе. Причина этого в том, что карта, создаваемая нами, в первую очередь имеет предназначенный только нам намёк на территорию, находящуюся под нашей кожей. Любое состояние, которого мы достигаем включает в себя ощущения организма и мысли о событиях, процессах, общении во внешнем мире. Я обозначил это как "первичные состояния" в "Модели метасостояний" (Hall, 1995).

      Однако, как мы полагаем, мы используем это знание в связи с представлениями о себе и применяем их к себе - к нашим мыслям, эмоциям, состояниям, а также к созданным нами концепциям: я, время, цель, судьба, "эмоции", причины, пространство и т. д. Я обозначил их как метасостояния. Далее такая матакарта теряет представления о существующей территории энергетических проявлений внутри нашей кожи и приобретает всё больше представлений о ментальных конструкциях. Другими словами, карта больше не представляет актуальной территории или "реальности". Она представляет нашу "рукотворную" (конструкции, концепции) "реальность! В этом наша слава и наша агония. Роберт Дилтс потрясающе описал этот процесс (Anchor Point, April, 1996):

      "Рассмотрим следующее утверждение... Я управляю тобой, поскольку ты должен дочитать меня до конца... Одна из характеристик таких "вирусных предложений" - представление о себе и самоуверенность. Это предложение намекает на представление о "территории". И в нём нет никакой другой информации для нас. Оно имеет определённую убедительность поскольку мы вынуждены были дочитать до конца для того, чтобы понять о чём речь... (Но) Данное предложение не является существом с самоидентификацией, это лишь набор слов." (стр.16).

      Мы можем сказать это о любом из высоких уровней абстрагирования, которые мы конструируем, делая частью "реальности". Это показано в мета-модели преимущественно для номинализаций, утверждений типа "причина-эффект" и сложных отождествлений. Кантовские категории (категории, которые Иммануил Кант, 1781, называл a priori категориями) соответвуют "идеям" в "разуме", для которых мы не имеем территории, которые невозможно прямым образом проверить, а только косвенно, посредством разных форм рассуждений: индукции, дедукции или абдукции.

      Метасостояния как конструкции самодостаточности

      Что философия конструктивизма значит в терминах осознания себя? Она утверждает, что наши представления о мире определяют то, как мы видим мир и как мы действуем внутри него. Это значит, что наш способ восприятия и воздействия на мир определяет наши представления о природе. Человек, таким образом, живёт внутри "сети эпистемологических и онтологических посылок, которые, вне зависимости от правдивости или ложности оных, становятся самодостаточными для него." (Бейтсон, 1972, стр. 314).

      Во что вы верите и что ожидаете от себя? Абстрактного понимания себя, своих "эмоций", своих способностей овладевать ситуацией, своего мира и т. д., которое вдруг переходит в метауровневое осознавание (так же как мысли рождают соответствующие чувства, которые рождают соответствующее состояние разума и эмоций, из метасостояния - под "полог сознания"). Когда это происходит, наши убеждения и ожидания функционируют самозавершённо и самодостаточно. Мы увидим, найдём, что эти убеждения и ожидания необходимы и достаточны для нас. Они не только отражают реальность, но и творят её.