Мнемотехника. Искусство запоминания

Мнемотехника, Искусство, запоминания

Системное видение присуще каждому человеку, поскольку сам человек не что иное, как живая система, однако развито оно у всех по-разному. Стихи плохо запоминает тот, кто плохо ощущает хотя бы некоторые из огромного количества внутренних связей (смысловых, звуковых, ритмических), в них содержащихся. Отсюда подмены слов, изменение их порядка, нарушающие твердо зафиксированную стихотворную структуру. И зубрежка - это не что иное, как следствие читательской "глухоты", когда механические повторения текста должны компенсировать, в честности, повторения сходных признаков, содержащихся в структура стиха, но, к сожалению, не замеченных запоминающим.

Звуковые флуктуации или явно выраженные отклонения от среднего распределения звуков в тексте обычно называют звукописью или аллитерациями и рассматривают как изобразительное средство или средство художественной выразительности. Изобразительной звукописью начинается, например, поэма А. С. Пушкина "Граф Нулин": "Пора, пора — рога трубят". В этих словах явственно слышится игра охотничьих рогов. Но вот «незаметная», неброская фраза из "Евгения Онегина": "Латынь из моды вышла ныне". Она не отличается богатством смысловой информации, неожиданностью сообщения, грубо говоря, это неярко окрашенная констатация. Однако просто невозможно изменить эту фразу даже в отрыве от стихотворного размера и рифмы. Нам «препятствует» характер звукового построения (четыре «Ы» в одной строке при меньшем количестве этих звуков в некоторых четырнадцатистрочных строфам поэмы). Очевидно, количество смысловой и структурной информации сбалансировано. Автор в данном случае .скорее всего подсознательно управляет восприятием, а точнее, запоминанием читателя.

Таким же образом на звуке "А" "держится" пословица "Не красна изба углами, а красна пирогами". Каждое последующее повторение одного и того же звука является как бы материализованной обратной связью или материализованным отражением предыдущего звука-близнеца. А ведь обратная связь, лежащая в основе всякого регулируемого действия, определяет запоминаемость этого действия.

Уже давно говорят об управлении художника восприятием зрителя. Замечательный художник В. А. Фаворский, анализируя обратную перспективу в древнерусской живописи, подчеркивал, что она служит временной последовательности восприятия зрителем сюжета, конкретно руководит движениями глаз от одного элемента к другому. В живописи такое управление осуществляется главным образом подсознательно, зрителю остается значительный простор в выборе последовательности рассмотрения при нормальном восприятии. Этот простор суживается в плакате и рекламе ввиду особых акцентов. В инженерной психологии при создании пультов управления и мнемосхем добиваются однозначного управления восприятием оператора.

Наиболее ответственные участки пульта размещаются и выделяются таким образом, чтобы глаз оператора без усилий в первую очередь останавливался именно на них.

Стихи запомнить легче, чем прозу. Многие любители поэзии запоминают большие произведения с первого прочтения. Однако процесс заучивания без понимания структуры стихотворения всегда сводится к механическим повторениям текста, попросту к зубрежке. При зубрежке мозг как бы отказывается от работы и доверяет запоминание органам речеобразования. С другой стороны, нельзя запоминать стихи только по смыслу.

Что значит понимать структуру произведения? Почему такое понимание ускоряет запоминание? Понимать структуру — это значит замечать сознательно или подсознательно те "вехи", те "дорожные знаки", по которым автор руководит восприятием и запоминанием читателя. В стихах такими вехами являются повторения звуков, ритма, рифм и строф.

Запомнить - часто значит найти закономерность, понять принцип организации материала. Довольно трудно по памяти воспроизвести на бумаге какую-либо таблицу, например, "магический квадрат". Один из таких квадратов увековечил немецкий художник XVI века Альбрехт Дюрер на знаменитой гравюре "Меланхолия".

В каждом ряду и по диагоналям сумма цифр равна здесь 34. Однако запоминанию квадрата в целом мало помогает даже указание на год изготовления гравюры (1514), заключенный в двух средних числах нижней строки. Ключом к запоминанию может стать графическая схема построения этого цифрового квадрата.

16    3    2    13
5    10    11    8
9    6    7    12
4    15    14    1

      
Пользуясь этим пучком линий, можно подобрать подходящие числа и воспроизвести дюреровский квадрат.

Человеку, незнакомому с китайским языком, трудно запомнить какой-либо иероглиф, даже относительно простой, такой, например, как "мо" - верхушка дерева, вершина. Но можно очень быстро научить любого читателя не только этому иероглифу, но и целому ряду родственных ему идеограмм, если правильно расположить (организовать) материал для запоминания.

Как видите, мы организуем материал по двум элементам: "му" - дерево и "жы" - Солнце - и к зрительному восприятию прибавляем понимание смысла иероглифов-идеограмм. Благодаря этому запомнить восемь иероглифов оказывается легче, чем запомнить один.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что эффективность запоминания зависит от того, насколько одни воспринимающие органы успевают заполнить "вакансию", оставленную другими органами, деятельность которых не приводит к требуемому результату. Образно говоря, все воспринимающие органы должны быть сыты.