Прием образного группирования

Прием, образного, группирования

(глава из книги Ю.К. Пугача "Развитие памяти. Система приемов")

    Рассмотрим этот прием на примере запоминания текста для учеников 3-го класса. Для того чтобы лучше разобраться в действии, поставьте себя на место третьеклассника. В таком случае перед вами стоит задача: запомнить текст с одного прочтения и пересказать как можно ближе к тексту, хотя, конечно, запоминать дословно нет необходимости.

ВОЛК

Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая. Глаза косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях. Весной и летом бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. Зимой они часто ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.

Несмотря на легкость текста, безусловно, чувствуется некоторое напряжение... Это и понятно: если вы читали с установкой запомнить подробно, то вчитывались в каждое слово. При таком характере чтения в качестве ЕИ чаще выступает слово. Отбросим второстепенные слова, но все равно имеем около 60 ЕИ. Во всяком случае именно столько имеет их третьеклассник, образная память которого развита недостаточно. А так как регистр оперативной памяти может обрабатывать одновременно только 7 ЕИ, то очевидно, что задача перед ребенком стоит непростая.

Чтобы облегчить ее, нужно укрупнить ЕИ до уровня предложения. Для этого требуется увидеть содержание предложения целиком, в одной «картинке». «Волк очень похож на большую собаку». — Видим в воображении, на внутреннем экране, волка и собаку — одинаковых по размеру, похожих. «Шерсть у него длинная, жесткая». — Видим длинную, жесткую шерсть (трогаем ее руками, чтобы включить побольше ощущений). И так далее...

Если каждому предложению соответствует своя «картинка», то запоминание происходит на уровне предложений. В этом тексте 15 предложений — следовательно, 15 ЕИ. Их количество сократилось в 4 раза, но от заучивания (то есть многократного повторения) мы не избавились, так как 15 ЕИ не могут одновременно обрабатываться в регистре оперативной памяти. Следовательно, необходимо выходить на более высокий уровень перекодирования — на уровень смыслового куска.
Отметим, что выделение смысловых кусков при образном запоминании не представляет труда даже для младших школьников. Необходимо только научить их следовать простому правилу: каждое последующее предложение накладывается на предыдущее до тех пор, пока характер «картинки» не изменится.

Поясним это правило. Не только дети, но и зачастую взрослые, когда читают текст, видят на внутреннем экране мелькание образов. Сначала они увидят волка с собакой. Затем этот образ исчезает и появляется стоящая дыбом, длинная шерсть. И этот образ пропадает, когда речь идет о глазах... Таким образом, если человек не контролирует свое воображение, то чтение (и запоминание) происходит на уровне предложений, а то и слов. Правило же требует, чтобы мы контролировали работу воображения — то есть не отпускали возникающие образы и складывали из них общую «картинку» — общую ЕИ.

Итак, «Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая». — На внутреннем экране — волк с собакой, и у волка длинная, жесткая (трогаем руками) шерсть. «Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз». — Накладываем эти образы на предыдущую «картинку», волк с собакой... шерсть... сверкающие глаза... хвост... Полученную «картинку» представляем целиком и держим ее в воображении 5—20 секунд, чтобы она закрепилась в КВХ. Теперь мы можем быть уверены, что ЕИ сформировалась.

Заметим, что младший школьник, которому трудно выделять смысловые куски, попытается включить в ЕИ и следующее предложение. Но он тотчас почувствует неудобство: изменяется характер «картинки». Это будет для него сигналом к тому, что следует остановиться и закончить формирование ЕИ.