Мистика и мистические учения

Мистика, мистические, учения

Мистика и мистицизм ( от греч.- таинственный, закрытый) - понятия, характеризующие способ существования религиозного сознания, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность для него вступать в непосредственное общение с этими силами, а в отдельных случаях управлять ими.
   Все разновидности религиозных верований пропитаны мистикой, однако сам по себе мистицизм может не совпадать ни с какой конкретной разновидностью религии, а существовать самостоятельно в качестве верований и практики. Люди, исповедующие различные религии, могут принадлежать к одному мистическому сообществу, занимающемуся, например, астрологией или спиритизмом. Основой мистического сознания является как вера в существование сверхъестественных сил, так и представление о непознаваемости связей и отношений между явлениями действительности, имеющих для человека важное, судьбоносное и смысложизненное, значение. Такое представление о непознаваемости этих явлений компенсируется верой в возможность их сверхопытного и сверхчувственного постижения и приобщения к таинственному миру сверхъестественного.
   В рамках самих мистических учений отсутствует их типология и классификация, однако предварительным образом можно вслед за исследователями этого явления духовной жизни разделить их на религиозно-философскую мистику - мистическое богословие и теософия, мистические философские учения, и мистику реальную, практическую - гадания, прорицания, ясновидения, чародейство, магия, спиритизм, суеверия.
   Образуя существенное содержание всякой религии, мистика, тем не менее, и по содержанию, и по форме не совпадает с нею. Так, с точки зрения христианства, существует "божественная мистика", которая служит доказательству истинности христианской религии и проявляется в откровениях, провидениях, в экстатических состояниях, внушенных Богом и служащих укреплению веры. Наряду же с нею существует также "демоническая", "сатанинская мистика", связанная с притязаниями человека на всеведение, всемогущество, обретение бессмертия или спасения без божественного участия и проистекающая из "общения человека с нечистой силой" и "дьявольского наущения". Такая мистика имеет своей целью уничижение Бога и проявляется в магических действиях, чудотворствах, ведовстве и колдовстве, вследствие чего сурово осуждается церковью.
   По форме осуществления религиозный культ имеет открытый, широко доступный для всех верующих характер, в то время как мистическая практика носит обычно таинственный, конспиративный характер, доступный лишь для посвященных.
   В то же время грань эта подвижна и условна, ибо определять степень "божественности" или "дьявольского" характера каких-то откровений или обрядов берется сама церковь. Вследствие этого, например, католическое вероисповедание было отвергнуто протестантизмом как разновидность церковной магии, умаляющей величие Бога, а наличие в христианском культе "таинств" явно имеет мистический и непостижимый для разума смысл, несмотря на то, что осуществляется открыто и публично.
   Мистика пронизывает не только религию, но претендует и на проникновение в область науки, образуя так называемые "оккультные науки", то есть "тайные", "сокровенные", доступные только для посвященных. Оккультные науки выросли на промежуточной территории между философией иррационализма и богословием, между наукой и религией и трактуют своё содержание как совокупность воззрений, верований и знаний о таинственных силах и явлениях действительности и человека. Претендуя на научность, оккультизм стремится, в отличие от "поверхностной" науки, проникнуть в глубину и суть вещей и явлений, постичь величайшие тайны мироздания и души человеческой. В связи с этим он не отказывается от некоторых общепринятых научных методов познания - эксперимента и логического рассуждения, сравнительного анализа и аналогий. Принимает оккультизм и общую задачу научного познания - построение целостной и взаимосвязанной картины мира.
   Однако с религией у него больше общего, ибо в качестве первичной исходной реальности и причины всего сущего оккультизм признаёт Бога, а главным источником познания - божественное откровение.
   Своими корнями мистицизм уходит в глубокую древность, в первобытный анимизм, магию и фетишизм, в знахарство, шаманство и ведовство, что было исторически обусловлено бессилием первобытного человека перед окружающей природой, его зависимостью от неё и невежеством.