Йога

Йога

Пранаяма - контроль над дыханием

Пранаяма - это контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение духа и нервной системы. Тело и дух становятся толерантными.

При надлежащем контроле над дыханием пульс становится устойчивым и регулярным, тело приобретает гибкость, а цвет лица становится лучезарным.

Практика контроля над дыханием ведет к очищению сознания. Пранаяма растворяет оболочку, скрывающую внутренний свет. Подобное состояние сознания способствует сосредоточению.
Прана - это воздух, дыхание, сама жизненная сила, аяма - увеличение его длины, глубины и объема. Таким образом, систематическое удлинение вдоха и выдоха, как и паузы между ними, является контролем над дыханием.

После овладения мастерством йоговских поз пранаяма - следующий шаг. Она представляет собой способ сделать дыхание более глубоким и тонким и до предела систематически контролируемым.

Речака - выдох. Прана-вайю, или жизненная сила, сконцентрированная в области пупка. Она поднимается вверх, проходит через сердце и легкие и ищет себе выход через ноздри.         

Пурака - вдох. Чистый воздух, проникая снаружи через ноздри, проходит через легкие и сердце и направляется в область пупка, где сконцентрирована жизненная сила.

Кумбхака - задержка, "кумбхака" означает "сосуд". Подобно сосуду, который можно наполнять или опустошать, задержка также бывает двух видов - антара кумбхака (задержка после вдоха, когда легкие наполнены до предела) и бахья кумбхака (задержка после выдоха, то есть после полного отсутствия воздуха в легких).

Кевала-кумбхака - имеется и другая степень задержки, более продвинутая, чем две предыдущие, когда процесс дыхания совершается непроизвольно и цикл вдох-выдох сознанием не воспринимается. Этот процесс протекает за пределами вдоха, выдоха, времени и пространства.

Пока организм жив, он дышит. Дышит по-разному, в зависимости от состояния тела и ума. Меняя процесс дыхания, можно снять мышечное напряжение и изменить внутренний настрой. Поэтому дыхание так важно.

Во время практики асан дыхание должно быть произвольным и спокойным. Не слишком глубоким, но и не слишком поверхностным. Важно не задерживать дыхание. Если Вам трудно дышать, значит нужно снизить ритм занятия. Если Вы специально дышите слишком глубоко и громко или делаете задержку, Вы сознательно меняете состояние своего ума. Вам будет проще выдержать трудную позу, но это уже немножко гипноз. Кроме того, во время практики асан задержки дыхания могут перетруждать сердце.

В конце занятия, выполняя Шавасану, Вы заметите, как дыхание само собой становится глубже и протяженней. Как сами собой возникают наполненные, ясные паузы между вдохом и выдохом, мгновения тишины и покоя - между выдохом и вдохом. Это непроизвольное углубление дыхания.

Состояние ума, тела и дыхания связаны напрямую. Если дыхание течет свободно, лишь иногда затухая по собственной воле, значит, и ум становится спокойней и яснее. Иногда это получается само по себе. Иногда нет, нужно участие разума.

Делая дыхание из непроизвольного глубоким, спокойным и тихим, мы влияем не только на само дыхание, но и на свое внутреннее состояние. Мы своей волей обуславливаем длину вдоха и выдоха; длинный вдох помогает организму становиться сильнее и устойчивее, длинный выдох - спокойнее и смиреннее. Вместе со вдохом мы учимся раскрываться внешнему миру, принимая его таким, какой он есть. Вместе с выдохом - принимать себя такими, какие мы есть.

Глубокое, медленное, сознательное дыхание помогает нам впитывать из вселенной жизненную силу, прану, продлевая и улучшая жизнь.

Для того, чтобы заниматься пранаямой, процессом сознательного управления дыханием, тем более, в положении сидя, с вытянутым позвоночником, стабильной грудной клеткой, спокойным состоянием ума, тело должно быть закалено практикой асан. Психика также должна быть готова к работе с дыханием. Иначе можно заскучать, устать, загрустить, испугаться и - бросить дыхательные упражнения на всю оставшуюся жизнь.

Лежа можно без всяких опасений делать несколько упражнений, которые приучат Вас к наблюдению за процессом дыхания. Постепенно Вы научитесь контролировать его и немножко менять. Если Вы сделали несколько асан и не устали, практику пранаямы можно начинать сразу же после выполнения поз, вернее, после Шавасаны. Если удается выделить отдельное время для пранаямы, занимайтесь на пустой желудок рано утром или вечером, перед сном.

Важно, чтобы в положении лежа грудная клетка была раскрыта, а голова - полностью расслаблена. Сжатая, падающая грудная клетка создает негативное состояние ума - печаль, усталость, мысли о прошлом. Напряженный мозг в пранаяме - враг вашей психики.

"Хатха йога Дипика" (II, 16) предостерегает: "Как львов, слонов и тигров приручают медленно и осторожно, также и праной учатся управлять очень медленно и постепенно, в соответствии со способностями и физическими возможностями ученика. Иначе она убьет его".

Б.К.С.Айенгар сравнивает пранаяму с пневматическим инструментом, способным прорезать крепчайшие скалы: "В пранаяме йог использует свои легкие как пневматический инструмент. Неправильное употребление погубит как инструмент, так и человека, работающего с ним".

Если практика пранаямы выполняется правильно, Вам будет спокойно и хорошо. Поняв, что дыханием управлять совсем не просто, не переживайте. Настоящие, глубокие изменения редко приходят сразу. Йога учит нас стремиться к совершенству и принимать себя такими, какими мы есть. Становиться и быть. Не спеша. Спокойно. Сохраняя хорошее настроение и осознанность...