Нью-эйдж. New Age.

эйдж

Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — движение в культуре, религии, философии, науке, возникшее в XX веке и охватившее в первую очередь западные страны, характеризуемое:
возросшим значеним индивидуального мировосприятия в духовных исканиях;
смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций;
массовостью популяризации несформировавшихся знаний и технологий.

Составные части нью-эйджа

Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности
модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений;
медицинская и околомедицинская деятельность, целительство;
технологии оздоровления, гимнастики, единоборства;
организация медитаций, психотехнологии и психотренинг;
художественая и популярная литература, музыка и песни, изобразительное искусство и эстетика;
мистические ритуалы, мантика и гадания;
научная, околонаучная и псевдонаучная деятельность.

История нью-эйджа

Хотя понятие «нью-эйдж» появилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, начало нью-эйджа можно принять существенно раньше.

Кристалл кварца. Магическая сила?

В 1970-е нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой были сформированы еще в 1960-е. Предшественниками нью-эйдж являются теософия, спиритизм и другие оккультные течения конца XIX — начала XX века, например, трансцендентализм, месмеризм, астрология, магия, алхимия, каббала и паранормальные явления.

Предпосылки возникновения нью-эйджа

Нью-эйдж возник по многим причинам. Наиболее существенные из них следующие:
Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия;
Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

Развитие ранних идей нью-эйджа

После первых переводов Упанишад и открытия Японии для запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась еще ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. Первое системное осмысление восточных доктрин предложило Теософское общество, образовавшееся в XIX веке, основу Теософского Общества составили труды Елены Петровны Блаватской. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Сам термин New Age ввела Алиса Бейли, одна из лидеров Теософского Общества. Первое международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 под наванием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).

В России на развитие нью-эйджа повлияли художник Николай Рерих и Елена Рерих.

В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.

В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.

Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы

В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения:
гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие;
методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
бесконтактный массаж, рейки, различные виды целительства;
мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
психоделические практики, астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
бытовая магия, порча, заговоры, магические предметы, кристаллы, маятники, гадание;
новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.

Положения веры нью-эйдж

Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.
Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит во ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений.
Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности»
Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени
Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей
Представление о единстве науки, мистики и религии
Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы
Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности

В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):
Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
Общегуманные ценности (Любовь, ощущение духовного единения).
Ценность правильного образа жизки (вегетарианство, воздержания, добра, соблюдений ритуальной правильности …)
Ценность избранности, посвящения, приобщённости в тайну и входа в замкрутое духовное братство.

Хотя положения ньюэйджевской философии плохо примиримы друг с другом, представители нью-эйджа пытаются их совместить, аппелируя к высшему, трансперсональному, непостижимому или тайному. Это придаёт ньюэйджевской философии большую устойчивость к критике и позитивную направленность.

Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует бесчисленные религиозные группы и секты, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в сильно упрощённом и популярном виде, или на базе популярной смеси нескольких религий.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Сай-баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религий и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:
В первую очередь следует упомянуть Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций.
Получили развитие школы суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инаят-Хана.
Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Гурджиевым и развитая Петром Успенским.
Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
Появилась школа саентологов Рона Хаббарда, предлагающая могоступенчатую иерархию развития человека через определенные психические практики.
Большую популярность приобрело учение Карлоса Кастанеды, апеллирующее к традиции индейцев-яки.

Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников.
Общество китайской гимнастики Фалунь Дафа, пропагандирующая комплекс Фалуньгун и популярного мировоззрения, состоящего из смеси нью-эйджа, даосизма и буддизма, достигло огромных размеров и стало жёстко преследоваться китайскими властями.
Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.

Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.