Повышение силы ума

Повышение, силы

Однажды Исаак Ньютон, основатель классической физики, получил от Королевского общества математическую задачу. Проблема, над которой в течение нескольких месяцев бились лучшие умы Великобритании, заключалась в построении касательных к точкам кривой. Получив задачу утром, Ньютон застыл на краю кровати и сидел так, полностью отключившись от окружающего мира, пока не нашел ответ. К обеду он не только решил задачу, но и разработал метод дифференциального исчисления.
       О гениальности Ньютона свидетельствуют широта и глубина его интересов. Он занимался не только математикой, у него есть работы по философии, оптике, физике. Говорят, он находил странным, что Эвклид, математик, живший в III веке, с большим трудом создавал cвои “Начала” - классическую работу по геометрии. Ньютону казалось, что все приведенные там доказательства теорем вполне естественно вытекают из пяти аксиом. Великим даром Ньютона была его замечательная способность в течение длительного времени концентрировать свое внимание на стоящей перед ним задаче. Вот его собственные слова: “Если я и оказал какую-то услугу обществу, то только благодаря настойчивому мышлению”. Короче говоря, разум Ньютона был в отличной форме.        Для любого вида деятельности, требующего высокой активности мышления в течение продолжительного времени  - будь то суммирование колонок цифр, планирование в сфере торговли или защита курсовой работы,  - необходима определенная подготовка.
       Не существует способа мгновенно достичь хорошей формы. Укреплению тела способствуют физические упражнения: бег, плавание, прыжки, гребля, катание на велосипеде. Тренированное сердце ритмично бьется при нормальной деятельности и моментально реагирует на повышенные требования. Легкие в той же ситуации обеспечивают кровь большим количеством кислорода. Чтобы организм был способен адекватно реагировать на повышенную нагрузку, необходимо в течение длительного времени прилагать усилия. Упорство  - это краеугольный камень физической подготовки.
       Таким же образом, путем регулярных усиленных занятий, приводят в хорошую форму и ум. Вы должны намеренно ставить себя в такое положение, при котором вам просто необходимо будет сконцентрироваться на определенный промежуток времени. Вы должны проявлять настойчивость, должны направлять свой разум по желаемому пути. По мере тренировки ваш мозг привыкает сосредоточиваться, мышление становится яснее, продуктивнее.
       Счет является хорошо известным, испытанным способом добавить твердости вашему мышлению, нужным образом подготовить ваш мозг. Платон понимал необходимость тренировки способности к счету, он писал в “Республике”: “Можно утверждать: тот, кто по своей природе хорошо считает, естественно проявит ум и в любой другой науке, а тот, кто считает медленно, обучаясь этому искусству и упражняясь в нем, сможет улучшить свой ум, сделать его острее”.
       Кстати, о счете: как вы справились с предыдущей задачей (о кривых линиях)?
       Многие из приведенных ниже упражнений взяты из книги А. Р. Ораджа “Эссе и упражнения для ума”, изданной в 1930 году, однако публикуются в адаптированном виде. Каждый из четырех типов упражнений  - с числами, буквами, словами и стихами  - потребует от ваших “счетных мускулов” гибкости. Многие из упражнений построены таким образом, что как только вы случайно упустите нить внимания, так сразу же собьетесь со счета. Если это случится, вам следует точно определить, где вы сбились, затем вернуться назад и проделать упражнение заново, постаравшись сохранить сосредоточенность. Как только вы почувствуете, что ваши “счетные мускулы” укрепились, переходите к более сложным упражнениям.
       Эти задания имеют для работы мозга то же значение, что и бег трусцой при тренировке тела. Они порождают упорство. Вы можете выполнять упражнения молча или вслух, быстро или медленно, так что ими весьма удобно заниматься во время длительной поездки на общественном транспорте. Возможно, вы будете приятно удивлены, когда обнаружите, как мало дней вам потребовалось, чтобы освоить упражнения, которые, вы полагали, не сможете выполнить никогда.
Упражнения с числами

Перечислите следующие числовые последовательности:

Возрастающую на 1: 1, 2, 3, 4, ..., 100.
Убывающую на 1: 100, 99, 98, 97, ..., 1.

Перечислите возрастающие и убывающие последовательности:

Возрастающую на 2: 2, 4, 6, 8, ..., 100.
Убывающую на 2: 100, 98, 96, 94, ..., 2.

Возрастающую на 3: 3, 6, 9, 12, ..., 99.
Убывающую на 3: 99, 96, 93, 90, ..., 3.

Возрастающую на 4: 4, 8, 12, 16, ..., 100.
Убывающую на 4: 100, 96, 92, 88, ..., 4.

Возрастающую на 5: 5, 10, 15, 20, ..., 100.
Убывающую на 5: 100, 95, 90, 85, ..., 5.

Возрастающую на 6: 6, 12, 18, 24, ..., 96.
Убывающую на 6: 96, 90, 84, 78, ..., 6.

Возрастающую на 7: 7, 14, 21, 28, ..., 98.
Убывающую на 7: 98, 91, 84, 77, ..., 7.

Возрастающую на 8: 8, 16, 24, 32, ..., 96.
Убывающую на 8: 96, 88, 80, 72, ..., 8.

Возрастающую на 9: 9, 18, 27, 36, ..., 99.
Убывающую на 9: 99, 90, 81, 72, ..., 9.
Перечислите попарно две последовательности:

Возрастающие на 2 и на 3: 2 - 3, 4 - 6, 6 - 9, 8 - 12, ..., 66 - 99.
Убывающие на 2 и на 3: 66 - 99, 64 - 96, 62 - 93, 60 - 90, ..., 2 - 3.

Возрастающие на 3 и на 2: 3 - 2, 6 - 4, 9 - 6, 12 - 8, ..., 99 - 66.
Убывающие на 3 и на 2: 99 - 66, 96 - 64, 93 - 62, 90 - 60, ..., 3 - 2.

Возрастающие на 3 и на 4: 3 - 4, 6 - 8, 9 - 12, 12 - 16, ..., 75 - 100.
Убывающие на 3 и на 4: 75 - 100, 72 - 96, 69 - 92, 66 - 88, ..., 3 - 4.

Возрастающие на 3 и на 5: 3 - 5, 6 - 10, 9 - 15, 12 - 20, ..., 60 - 100.
Убывающие на 3 и на 5: 60 - 100, 57 - 95, 54 - 90, 51 - 85, ..., 3 - 5.

Возрастающие на 8 и на 3: 8 - 3, 16 - 6, 24 - 9, 32 - 12, ..., 96 - 36.
Убывающие на 8 и на 3: 96 - 36, 88 - 33, 80 - 30, 72 - 27, ..., 8 - 3.

Перечислите попарно две альтернативные последовательности:

Возрастающую на 2, убывающую на 2:
2 - 100, 4 - 98, 6 - 96, 8 - 94, ..., 100 - 2.

Возрастающую на 2, убывающую на 3:
2 - 99, 4 - 96, 6 - 93, 8 - 90, ..., 66 - 3.

Возрастающую на 3, убывающую на 4:
3 - 100, 6 - 96, 9 - 92, 12 - 88, ..., 75 - 4.

Возрастающую на 3, убывающую на 5:
3 - 100, 6 - 95, 9 - 90, 12 - 85, ..., 60 - 5.

Возрастающую на 5, убывающую на 4:
100 - 4, 95 - 8, 90 - 12, 85 - 16, ..., 5 - 80.

Возрастающую на 7, убывающую на 6:
98 - 6, 91 - 12, 84 - 18, 77 - 24, ..., 7 - 84.
Перечислите в возрастающем порядке числа из множества от 1 до 100:

Содержащие цифру 7 (5; 9; 1).

Содержащие цифру 4 или 6 (2 или 5; 6 или 1).

Сумма цифр которых равна 7 (6; 9; 8).

Сумма цифр которых делится на 3 или 4.
Перечислите серии последовательностей, каждый член которых состоит из трех чисел:

Возрастающих соответственно на 2, 3, 4:
  2 - 3 - 4, 4 - 6 - 8, 6 - 9 - 12, 8 - 12 - 16, ..., 48 - 72 - 96.

Возрастающих соответственно на 2, 3, 5:
  2 - 3 - 5, 4 - 6 - 10, 6 - 9 - 15, 8 - 12 - 20, ..., 40 - 60 - 100.

Возрастающих соответственно на 3, 8, 7:
  3 - 8 - 7, 6 - 16 - 14, 9 - 24 - 21, 12 - 32 - 28, ..., 36 - 96 - 84.

Возрастающих соответственно на 9, 5, 3:
  9 - 5 - 3, 18 - 10 - 6, 27 - 15 - 9, 36 - 20 - 12, ..., 99 - 55 - 33.
Перечислите серии последовательностей, каждый член которых состоит из трех чисел:

Убывающих соответственно на 2, 4, 3:
100 - 100 - 99, 98 - 96 - 96, 96 - 92 - 93, 94 - 88 - 90, ..., 52 - 4 - 27.

Убывающих соответственно на 5, 2, 3:
100 - 100 - 100, 95 - 98 - 97, 90 - 96 - 94, 85 - 94 - 91, ..., 5 - 62 - 43.

Убывающих соответственно на 7, 5, 4:
98 - 100 - 100, 91 - 95 - 96, 84 - 90 - 92, 77 - 85 - 88, ..., 7 - 35 - 48.

Убывающих соответственно на 3, 2, 3:
100 - 100 - 99, 97 - 98 - 96, 94 - 96 - 93, 91 - 94 - 90, ..., 1 - 34 - 0.
Перечислите серии последовательностей, каждый член которых состоит из трех чисел:

Первое убывает на 2, второе возрастает на 4, третье убывает на 3:
100 - 4 - 99, 98 - 8 - 96, 96 - 12 - 93, ..., 53 - 100 - 28.

Первое возрастает на 3, второе убывает на 3, третье возрастает на 4:
3 - 99 - 4, 6 - 96 - 8, 9 - 93 - 12, ..., 75 - 28 - 100.

Первое возрастает на 5, второе убывает на 3, третье возрастает на 2:
4 - 100 - 3, 9 - 97 - 5, 14 - 94 - 7, ..., 99 - 43 - 51.

Первое убывает на 4, второе возрастает на 3, третье убывает на 7:
99 - 2 - 100, 95 - 5 - 93, 91 - 8 - 86, ..., 43 - 54 - 2.
Перечислите серии последовательностей, каждый член которых состоит из четырех чисел:

Возрастающих соответственно на 2, 3, 4, 5:
2 - 3 - 4 - 5, 4 - 6 - 8 - 10, 6 - 9 - 12 - 15, ..., 40 - 60 - 80 - 100.

Возрастающих соответственно на 2, 5, 4, 1:
2 - 5 - 4 - 1, 4 - 10 - 8 - 2, 6 - 15 - 12 - 3, ..., 40 - 100 - 80 - 20.

Возрастающих соответственно на 3, 5, 2, 7:
3 - 5 - 2 - 7, 6 - 10 - 4 - 14, 9 - 15 - 6 - 21, ..., 21 - 70 - 28 - 98.

Убывающих соответственно на 2, 3, 4, 5:
100 - 100 - 100 - 100, 98 - 97 - 96 - 95, ..., 60 - 40 - 20 - 0.

Убывающих соответственно на 2, 3, 4, 7:
100 - 99 - 100 - 98, 98 - 96 - 96 - 91, ..., 72 - 57 - 44 - 0.

Убывающих соответственно на 3, 5, 4, 2:
100 - 100 - 100 - 100, 97 - 95 - 96 - 98, ..., 40 - 0 - 20 - 60.
Перечислите серии последовательностей, каждый член которых состоит из четырех чисел:

Первое возрастает на 2, второе убывает на 2, третье возрастает на 3, четвертое убывает на 3 : 2 - 100 - 3 - 99, 4 - 98 - 6 - 96, 6 - 96 - 9 - 93...

Первое возрастает на 2, второе убывает на 3, третье возрастает на 4, четвертое убывает на 5: 2 - 99 - 4 - 100, 4 - 96 - 8 - 95, 6 - 93 - 12 - 90...

Первое и второе возрастают соответственно на 2, 3, третье и четвертое убывают соответственно на 7, 3: 100 - 100 - 1 - 1, 98 - 97 - 8 - 4, 96 - 94 - 15 - 7, 94 - 91 - 22 - 10...

Первое и второе возрастают соответственно на 4, 3, третье и четвертое убывают соответственно на 6, 4: 4 - 3 - 98 - 100, 8 - 6 - 92 - 96, 12 - 9 - 86 - 92, 16 - 12 - 80 - 88...