Канда и ее значение в пранаяме

Канда, значение, пранаяме

Невозможно разобрать отдельно все явления мира и рассмотреть, как в них действует прана, однако, йоги предлагают более простой и эффективный способ. Он заключается в том, чтобы осознать прану в своем теле. Она и в теле одна, но так как в теле много разных функций, включая и те, которые связаны с работой сознания, то можно до бесконечности рассматривать функции той или иной праны, сначала пяти основных пран, потом упапран (второстепенные праны: нага, курма, джананджайя и пр. ), их на самом деле куда больше. Поэтому за основу йоги взяли основные, без которых тело вообще не может функционировать, а именно - прану и апану; самана уже отвечает за пищеварение, но, согласитесь, если без пищи можно прожить довольно долго, то без дыхания - не очень. Таким образом, основные элементы – это прана-апана, или вдохи и выдохи. Соответственно, во многих йогических текстах утверждается, что есть речака-пранаяма (контроль праны на выдохе), пурака-пранаяма (контроль праны на вдохе), далее кумбхака-пранаяма (контроль праны на задержке между вдохом и выдохом). Но, в современном мире, как правило, только кумбхаку превозносят как самую актуальную в пранаяме и именно ее считают источником контроля праны. Тексты говорят, что прану нужно подчинять медленно, подобно тому, как подчиняют диких животных, иначе это приведет к болезни, а иногда может привести и к смерти. И если учесть, что вдохи и выдохи, прана и апана, подобны Шиве и Шакти, то кумбхака - это их "любовный акт", по-разному называемый: "юкта", "ямала", "йога", "мудра", "саюджья", "самгхатта" и т. д. Однако, человек может сделать этот акт и неэффективным, например, когда изо всех сил старается сохранить задержку или когда форсирует вдох или выдох. Задержка не должна быть в ущерб вдоху и выдоху. Соответственно, неправильная кумбхака ведет к потере энергии, а правильная ее увеличивает. Прана усиливает апану, вдох усиливает выдох, и наоборот. Между ними естественным образом возникает некая среда, которая ведет к задержке. При этом кумбхака также является опорой для вдоха и выдоха, поэтому все три должны аккуратно и не спеша регулироваться.

Вдохи и выдохи постепенно растягиваются, становятся плавными, благодаря этому из них высвобождается резервная прана для кумбхаки. Вдох и выдох связаны с верхними углами треугольника (канды), это лунный и солнечный токи, нижний - огненный ток. Он является внутренней сферой их обоих, поэтому их интегрирует, а в определенном смысле и превосходит. Символика луны и солнца восходит к ведическим формам садхан, связанным с почитанием огня. Эта так называемая канда является также кундой (углублением в земле), в которой разжигается жертвенный огонь и совершается яджня. В йоге она связана с внутренним процессом жертвоприношения, где Божеству, в виде огня Кундалини, жертвуется луна и солнце. Есть много историй о том, что солнце появилось из глаза творца Праджапати, а жертвенный огонь из его рта, сома из его пота, после чего пот упал на землю и появились растения. Солнце Праджапати принес в жертву огню, чтобы огонь не съел самого Праджапати, а вот луну он пожертвовал в виде растений, т. е. деревьев, которые называются "самидха". Огонь поглотил луну и солнце и вновь их создал, потому что огонь несет все жертвы в антарикшу (небо) для богов, а боги затем поддерживают растения посредством дождей. Отсюда и пошел такой обычай - считать пищу олицетворением сомы (луны). Солнце также утром проявляется из огня, а вечером поглощается огнем, тогда как сам огонь вечен. Огонь символизирует собой всех божеств, он - высший свет сознания (четана-шакти). Соответственно, в тантрической йоге сам процесс поглощения жертвенным огнем сушумны в канде лунных и солнечных токов - есть жертвование праны.

Когда мы предлагаем жертву огню, он обычно разгорается, усиливается, и увеличивается его светимость. Поэтому и при пранаяме нужно постепенно, шаг за шагом, растягивать вдохи и выдохи, задержки, подобно тому, как вы бросаете в огонь пищу в виде самидхи (древесины, масла и т. д. ). Причем вы же не выливаете все масло сразу, а предлагаете его частями. В конце, когда вы делаете пурнахути, вы жертвуете огню много еды и выливаете больше масла с васудхара-мантрой. В пранаяме все очень похоже, вы делаете вдохи-выдохи, сахита-кумбхаки и, в конце концов, достигаете естественной длинной задержки (кевала) и состояния самадхи. Обычно тогда говорят о том, что самадхи ведет к состоянию мокши, просветления, при этом доступ к высшим состояниям праны становится безграничным, вся космическая прана становится вашей праной, все виды сознания - вашим сознанием. Конечно, процесс восхождения к такому состоянию может занять долгое время, но это уже зависит от уровня того или иного йогина, который идет этим путем. Отсюда, канда - очень непростая структура. Обычно многие книги по йоге ее описывают скудно, хотя, сколько о ней не говори - этого может быть недостаточно. И рассказать невозможно, потому что само значение представляет собой таинство.

статья Йоги Матсьендранатх Махараджа, Натха-Сампрадайя