Канда и ее значение в пранаяме

Канда, значение, пранаяме

Канда и ее значение в пранаяме

В канде соединены все каналы (нади): три основных (ида, пингала, сушумна) и другие 49, которые связаны также с лепестками чакр. Эти лепестки – 49 кундал (колец Кундалини). Обычно в традиции Кубджика канду изображают как треугольник, внутри которого гармонично расставлены еще 49 треугольников. Таким образом, в канде находятся все основные нади.

Ида и пингала расположены вдоль позвоночника. Когда они движутся вниз, то соприкасаются с двумя верхними углами, потом сползают вниз, внутрь треугольника, в нижний угол. В этом углу концентрируются два тока, солнечный и лунный, соединяясь с огненным, который направлен вверх и связан с сушумной. Весь треугольник символизирует собой йони (женский половой орган). Считается, что она является раскрывающейся Шакти, из которой происходит все творение.

Обычно канду изображают со сваямбху-лингамом внутри: сваямбху - означает самопроявленный, т. е. знак Шивы, который проявился из пустоты сознания, из Брахмана посредством авьякта-пракрити (непроявленной творящей природы). Ее также называют мула-пракрити (коренная), потому что она - основа всех проявлений. Очевидно, именно поэтому чакру называют муладхара.

Свадхиштхана означает "своя обитель, место нахождения", она – место, где физически соединяется лингам и йони. Вся символика тонкой энергетической структуры является отображением принципов каула-тантризма. Вероятно, такой символикой было проще передать значение процессов, происходящих в энергетической структуре человеческого тела.

Все каналы (нади) в неактивном состоянии направлены вниз, а в активном - вверх. Такое явление происходит практически во всех основных йогических мудрах, наиболее интересно оно отражается в випарита-карани (перевернутая мудра), а вся хатха-йога или любая другая йога у натхов часто определяется как ульта-садхана (обратный процесс). В випарита-карани, на уровне тела, человек способен реально ощутить обратный процесс, при котором лепестки чакр постепенно обращаются вверх. Эти лепестки - символ йони, которая раскрывается при возбуждении. Лингамы на уровне трех грантх олицетворяют собой мужской половой орган в состоянии эрекции.

Канду также связывают с треугольником кама-кала, где "кама" означает волю или намерение, а "кала" - творение, раскрытие Абсолюта, и это раскрытие происходит посредством Шакти (творящей силы Абсолюта). Считается, что три угла треугольника есть раскрывающаяся бинду, в трех аспектах: солнечном, лунном и огненном. Поэтому три грантхи - это раскрывающаяся йони, где все каналы в чакрах поделены: гласные на уровне вишуддхи и аджны - это лунные каналы, согласные на уровне анахаты и манипуры - солнечные, а на уровне свадхиштханы и муладхары - огненные. Внутри этих структур находятся три лингама (знака Шивы). Эти три силы, по сути, являются проявлением одной, основная из них находится в муладхаре.

Обычно Кундалини изображают как змею, согнутую в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама, кусающую свой хвост. Эта "сгорбленность" Кундалини неслучайна, потому что она собой символизирует возвращение обратно в свою истинную природу. Поэтому Кундалини - также символ нивритти, возвращения к своему изначальному источнику возникновения, она - унмани (трансцендентное сознание), или парасамвит. Эта Богиня содержит в себе все и является "скрытой", что также связано с ее скрученным состоянием. Это состояние - символ интеграции всей человеческой энергетической структуры и сознания.

Считается, что все тело в себе содержит Вселенную, на более доступном уровне его изображают как тело Индии, которое также имеет форму треугольника, подобную йони. Как в Индии находятся разные места силы (шакти-питха), так и в теле человека, согласно традиции тантрической йоги, представлены эти питхи. Когда Кундалини начинает "пробуждаться", "раскрываться", она путешествует по этим питхам, в них находятся ее различные проявления (йогини), у каждой из которых есть свой Бхайрава. После такого финального "обхода", благодаря Кундалини мы достигаем целостности всего своего существа, где все становится связанным, замкнутым в состоянии блаженного союза. Натхи под этим подразумевают контроль тела, это тело становится "вашим", так как пронизано вашим высшим сознанием.

Но как это связано с праной и апаной, вдохом и выдохом, и почему при вдохе и выдохе происходит накопление праны, а не потеря, например? Потеря, конечно, может быть, и йогические тексты говорят о том, что правильная пранаяма ведет к раскрытию сиддх и достижению мокши, а неправильная может убить практикующего. Итак, три угла кама-калы или канды, как было сказано выше, имеют связь с тремя грантхами, а те связаны с вдохами и выдохами. Три грантхи - это развернутый вид канды, а канда удерживает всю сеть каналов. В зависимости от разных текстов существует различное описание местонахождения канды или грантх, но это уже не столь актуально, если понятен сам принцип. Грантхи связаны с праной, и хотя прана, по сути, одна, она имеет разные аспекты, человек не может контролировать прану без опоры на какие-то конкретные практики. Откуда вообще эти практики возникли? Они появились из одного совершенного источника, этот процесс имеет всем известную метафизическую основу. Мир проявляется благодаря Шакти, вся Вселенная и все феномены, в которых происходят постоянные изменения, называются жизнью, их причиной является прана.

Здесь может быть Ваша реклама!