Точки мармы. МАРМА ЙОГА (боевая йога)

Точки, мармы, МАРМА, ЙОГА, боевая, йога

Мармы и их местонахождение.

адхипати: темя

ани: наружный верхний край коленной чашечки

ани: внутренняя поверхность плеча, над локтевым суставом

анса-пхпалак: лопатки

анса: плечи

апалапа: чуть выше и сбоку соска

апанга: наружный уголок глаза

апастамбха: между соском и грудиной

аварта: наружный угол надбровной дуги

вастих: мочевой пузырь

видхурам: под ушами

витапам: основание мошонки

врихати: по обе стороны 10-го грудного позвонка

гуда: конец копчика

гулпха: лодыжечный сустав

джану: коленный сустав

индравасти: середина икры

какшадхара: подмышечная впадина

катика-тарунам: основание ягодиц и нижний край таза

крикатика: основание черепа

кукундарайа: крестцово-подвздошные сочленения

курпара: внутренняя поверхность локтевого сустава

куручча: над кшипрой, в основании большого пальца

куручча: подъём свода стопы

курчшира: пятка (тыльная) и внешний край стопы (передняя)

курчшира: середина лучезапястного сустава у основания большого пальца и под мизинцем

кшипра: между первым и вторым пальцами стопы

лохитакша: подмышечная складка

лохитакша: паховая складка

манибандха: лучезапястный сустав

манья-дхамни: боковая сторона щитовидной железы

набхи: пупок

нил-дхамни: передняя стенка гортани

нитамба: внешний угол подвздошного гребня

паршва-сандхи: над катика-тарунам, выше поясницы

пхана: боковые стенки ноздрей

симантаки: места соединения черепных костей

сираматрика: артерии по обе стороны шеи

срингатака: мягкое нёбо

станмула: под соском

станрохита: над соском

стхапни: третье око

талхридайя: центр подошвы

талхридайям: центр ладони

урви: середина ляжки

урви: середина плеча

уткшепа: над ухом

хридайям: мечевидный отросток

шанкх: висок

КЛАССИФИКАЦИЯ МАРМ ПО СУШРУТЕ

Мамса-мармы, уязвимые точки соединения мышц

Талхридайя - 4

индравасти - 4

гуда - 1

станрохита - 2

Всего: 11

Сира-мармы, точки соединения трубчатых органов, сосудов, нервов манхья-дхамни 2

нил-дхамни - 2

сира-матрика – 8

набхи - 1

паршва-сандхи - 2

врихати - 2

срингатака - 4

апанга - 2

стхапни - 1

апастамбха - 2

хридайям - 1

лохитакша - 4

урви - 4

пханма - 2

апалапа - 2

станмула – 2

Всего:41

Снайю-мармы, точки сочленений связок

Ани - 4

витапам - 2

какшадхара - 2

куручча - 4

курчшира - 4

вастих - 1

кшипра - 4

анса - 2

видхкрам - 2

уткшепа - 2

Всего:27

Астхи-мармы, точки костных сочленений

катика-тарунам - 2

итамба - 2

анса-пхалак - 2

шанкх - 2

Всего:8

Сандхи-мармы, точки уязвимых суставов

Джану - 2

курпара - 2

симантака - 5

адхипати - 1

гулпха – 2

манибандха - 2

кукундарайя - 2

аварта - 2

крикатика - 2

Всего:20

МАРМА ЙОГА

Считается, что мармы – точки исключительно плотного тела, стхула-шарира. Однако некоторые источники говорят о 32 йоги - мармах, точках тонкого тела. Они не все описаны в работах Сушруты, но по видимому полностью присутствуют в тамильской традиции. Все они связаны тонкими каналами – нади.

В тамильской традиции для увеличения умственной мощи (манас шакти) существует следующая практика: “Ученик должен в течении 48 дней соблюдать брахмачарью и определённую диету, состоящюю из воды и молодых кокосовых орехов.Он должен хорошо думать о всех людях и вырабатывать максимальное терпение. В течении этого периода необходимо повторять специальную йога-мантру в определённое время. Чаще всего это дхьянамурти-мантра, где описывается Дхьянамурти, мирное воплощение Кали. Благодаря этой мантре происходит её визуализация. Далее визуализируются 7 опорных точек (адхара), соответствующих 7 чакрам. Это выполняется дважды в день по 7 налика(2 часа 48 минут), за 2 налика(48 минут) до рассвета и заката. Оставшаяся часть дня посвящена практике пранаям, при которой визуализируются токи праны циркулирующие по нади. Сначала у практикующего возникает небольшое сотрясение в муладхаре (месте соединения всех нади тонкого тела).Далее возникает внутренний жар(тапас), а при концентрации на голове - видение ясного света(джьёти).По окончании этой практики человек легко может видеть и воздействовать на 32 йоги-мармы.”

16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами, точками физического тела. Техника концентрации на них (мармастханани), известная также как “пратьяхара Яджнавалкьи” описана в йогической “Кшурика упанишаде”. По мнению Свами Анандакапилы Сарасвати результатом такой практики является состояние йога-нидры, йогического сна, которое характеризуется изменением биоэлектрической активности мозга от бета- к дельта-ритму( сон без сновидений) при бодрствовании сознания. По видимому аналогичную технику использовал Иоган Шульц при создании системы аутогенной тренировки. В частности в своей работе “Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога” он рассматривает сходство методов АТ и отдельных практик йоги, за что был неоднократно критикован “передовой общественностью”.