Тайны бермудского треугольника

Тайны, бермудского, треугольника

Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами. Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана и объясняются естественными причинами.

Эзотерика, йога, магия

Тайна Бермудского треугольника
Конгресс США принял резолюцию за номером 420-2. Этим документом американцы отдали дань памяти 27 морским летчикам звена FT-19, которые бесследно исчезли 60 лет назад, не вернувшись из тренировочного полета над районом, впоследствии получившим название «Бермудского треугольника». Вслед за конгрессом телекомпания NBC сообщила о готовящейся на 27 ноября премьере нового документального фильма о злополучном звене.

Инициатором резолюции выступил конгрессмен–демократ от штата Флорида Клей Шоу. В интервью газете Chicago Chronicle Шоу разъяснил свою позицию: «Мы не хотим идти на поводу у любителей разного рода сенсаций, считающих Бермудский треугольник таинственным и необычным. Но лично я буду настаивать на продолжении расследования этой трагедии. Хотя бы для того чтобы сообщить о судьбах экипажей их родственникам. Вероятно, там действительно случилось что-то неординарное, что заставило опытных пилотов предпринять действия, приведшие к катастрофе. Когда-нибудь мы раскроем эту тайну и положим ее на полку».

Четыре «мститель»

Собственно, печальная слава Бермудского треугольника - района Мирового океана, ограниченного линиями, соединяющими оконечность полуострова Флорида (Ки-Уэст), северную часть Пуэрто-Рико и больший из Бермудских островов, - как раз и началась с того злополучного полета. До того легенды треугольника жили лишь в виде фольклора местных рыбаков да капитанов мелких судов, которые в изобилии бороздят этот оживленный судоходный район.

Район Бермудского треугольника считался опасным для плавания еще во времена испанского владычества в Центральной и Южной Америке. Испанские галионы, вывозившие из колоний золото и серебро, собирались в Гаване, а затем отправлялись через океан в Испанию. Было подсчитано, что на дне моря в пределах Бермудского треугольника находится около 1200 испанских кораблей. Они терпели крушение во время летних ураганов и зимних штормов, налетали на рифы и песчаные мели, их топили пираты.

Позже воды треугольника бороздили английские, французские и голландские корабли, и вновь на дно моря уходили новые десятки судов. Так что у этого района Атлантики всегда была недобрая слава, но тем не менее нет такого исторического документа, который говорил бы о нем как о загадочном, хотя в полных суеверий прошлых веках для этого нашлось бы гораздо больше места, чем в настоящее время.

Сам инцидент, который удостоился особой резолюции конгресса, произошел днем 5 декабря 1945 года, когда с аэродрома ВМФ США Форт-Лодердейл поднялись пять торпедоносцев–бомбардировщиков Grumman TBM-1 Avenger патрульного звена FT-19 под командованием инструктора по летной подготовке первого лейтенанта Чарльза Тейлора. Цель миссии – отработка групповой слетанности и поддержание летных навыков экипажей, продолжительность полета – три часа.

Четыре «эвенджера» («мститель») ушли в полет со штатными экипажами: пилот, штурман-бомбардир и стрелок–радист. На инструкторской машине Тейлора отсутствовал стрелок. Трагедия случилась на обратном пути: командир звена передал диспетчеру в Ки-Уэст радиограмму: «У нас нештатная ситуация, очевидно, мы сбились с курса».

Последнее сообщение от Тейлора, полученное 40 минут спустя, свидетельствовало о том, что командир принял решение тянуть в сторону берега до полной выработки топлива. Больше этих людей никто не видел. Спустя несколько часов на поиски звена вылетели три морских патрульных бомбардировщика Martin PBM-1 Mariner.

Эти оснащенные радарами летающие лодки, способные садиться на воду и взлетать даже при волне силой 3-4,5 балла, были как нельзя лучше приспособлены для поиска и спасения терпящих бедствие – запас топлива позволял им держаться в воздухе до 48 часов. Один из самолетов-спасателей также исчез, унеся с собой тайну гибели 13 членов экипажа.

Тайны бермудского треугольника

Скоро об исчезновении целого звена разузнали репортеры местных газет, и история получила широкую огласку. Америка пребывала в состоянии шока. Шутка ли - через 4 месяца по окончании войны гибнут пять боевых самолетов с опытными экипажами, прошедшими ад воздушных сражений над Тихим океаном. И каких самолетов: «эвенджер» («мститель») - основной палубный торпедоносец ВМФ США, гроза японского флота - был для американцев таким же символом победы, каким для нас служит легендарный штурмовик Ил-2.

Надежные самолеты (были случаи, когда «мстители» приходили на авианосец в прямом смысле «на одном крыле»), оснащенные самым современным навигационным оборудованием, теряются в простых метеоусловиях при видимости, как говорят авиаторы, «миллион на миллион», и где!

Практически во «внутренней луже», районе, над которым за годы войны тысячи американских самолетов сделали десятки тысяч вылетов в поисках немецких и японских подлодок, пытавшихся подкараулить союзнические транспорты на пути от Флориды к Панамскому каналу.

Ажиотажа добавило и то, что масштабные поиски на 250 тыс. кв. миль акватории, предпринятые сотнями кораблей и самолетов, не представили никаких физических свидетельств катастрофы. Сразу вспомнились и старинные легенды о судах, покинутых экипажами, и байки островитян, которые «давно знали, что места тут нехорошие». Одновременно припомнились и дела недавние: за два месяца до того при подозрительных обстоятельствах на подлете к Ки-Уэсту потерпел катастрофу грузопассажирский лайнер Lancastrien британской авиакомпании BOAC, совершавший рейс с Барбадоса.

Пилотировал четырехмоторную машину, демилитаризированный тяжелый бомбардировщик, опытный военный экипаж. Диспетчеры во Флориде услышали в своих наушниках лишь несколько панических фраз, после чего самолет исчез с экранов радаров. Хотя остатки спасательных плотов прибило к берегу спустя некоторое время, 23 пассажира и четверо летчиков до сих пор числятся пропавшими без вести. Впрочем, довольно скоро эти истории были забыты. До времени.

Настоящий взрыв произошел в 1974 году после выхода книги некоронованного короля знатоков тайн Бермудского треугольника Чарльза Берлица «The Bermuda Triangle». Бестселлер был моментально переиздан в других издательствах, причем в каждом из них пришлось по несколько раз допечатывать тиражи. По самым скромным подсчетам, тираж книги Берлица достиг почти 20 млн. экземпляров (в дешевом карманном оформлении).

Так Бермудский треугольник стал достоянием очень широкой читательской аудитории, в том числе и советской – в 1978 году перевод Берлица вышел в московском издательстве «Мир». Сторонники Берлица и его последователей постоянно ищут все новые обоснования «мистичности», «таинственности» и «загадочности» этого места. Но как обстоят дела на самом деле? Об этом говорит беспристрастная статистика.

В литературе о Бермудском треугольнике детально описаны 50 случаев исчезновения судов и самолетов. В некоторых работах довольно туманно описываются еще 40 или 50 случаев. В сумме, таким образом, получается около 100. Много это или мало? Не следует забывать, что такое количество накопилось за прошедшие 100 лет, то есть в среднем один случай приходится на год. Это, конечно, очень мало для района, имеющего самую густую сеть воздушных и морских транспортных линий и являющегося к тому же излюбленным местом яхтсменов и любителей спортивной рыбной ловли.

Тропические циклоны летом и штормы зимой представляют собой хорошее испытание даже для опытных капитанов крупнотоннажных судов, что же говорить о яхтах и небольших рыболовных суденышках и легкомоторных частных самолетах? Кстати, с тех пор как над районом стали летать современные реактивные лайнеры, крупных катастроф с пассажирскими самолетами в самом Треугольнике не случалось – последней его «жертвой» стал тяжелый транспортник С-119, пропавший еще в 1965 году!

Однако тайна гибели звена FT-19 продолжает будоражить умы. В пятницу вечером крупнейшая американская телекомпания NBC сообщила о том, что минувшим летом на свои средства она снарядила экспедицию в район гибели торпедоносцев. Премьера фильма о ней назначена на 27 ноября. Как говорят продюсеры документальной ленты, экспедиция поставила больше вопросов, чем дала ответов.

Тайны бермудского треугольника

История Бермудского треугольника.

Впервые о «таинственных исчезновениях» в бермудском треугольнике упомянул корреспондент Associated Press Джонс, в 1950 году он назвал этот район «морем дьявола». Автором словосочетания «бермудский треугольник» обычно считают Винсента Гладдиса, опубликовавшего в 1964 году в одном из журналов, посвящённых спиритизму, статью «Смертоносный бермудский треугольник».

В конце 60-х и начале 70-х годов XX века стали появляться многочисленные публикации о тайнах бермудского треугольника.

В 1974 году Чарльз Берлиц опубликовал книгу «Бермудский треугольник», в которой были собраны описания различных таинственных исчезновений в этом районе. Книга стала бестселлером, и именно после её публикации теория о необычных свойствах бермудского треугольника стала особенно популярной. В дальнейшем, однако, было показано, что некоторые факты в книге Берлица изложены неверно.

В 1975 году Лоуренс Дэвид Куше опубликовал книгу «Бермудский треугольник: мифы и реальность», в которой он попытался доказать, что ничего сверхъестественного и таинственного в этом районе не происходит. Эта книга основана на многолетних исследованиях документов и беседах с очевидцами, которые выявили многочисленные фактические ошибки и неточности в публикациях сторонников существования тайны бермудского треугольника.

Тайны бермудского треугольника

География бермудского треугольника.

Вершинами треугольника (см. карту) являются Бермудские острова, Пуэрто-Рико и Майами на Флориде (или южный мыс Флориды). Однако эти границы не рассматриваются слишком пунктуально. Сторонники существования таинственного бермудского треугольника хорошо понимают, что в данном случае из его пределов исключается весьма важная акватория к северу от Кубы и Гаити. Поэтому треугольник самыми различными способами корректируют: некоторые присоединяют к нему часть Мексиканского залива или даже весь залив полностью, другие — северную часть Карибского моря.
Многие продолжают бермудский треугольник на восток в Атлантический океан вплоть до Азорских островов, отдельные чересчур рьяные головы с радостью отодвинули бы его границу еще дальше к северу. Следовательно, бермудский треугольник не является строго ограниченной географической областью, как, скажем. Бенгальский залив или Берингово море. Не является он и узаконенным географическим названием. Поэтому и пишется со строчной буквы. Если же мы будем настаивать на классическом треугольнике, ограниченном тремя указанными вершинами, то в конце концов убедимся, что почти половина всех таинственных исчезновений, которыми так прославился треугольник, в него не войдет. Некоторые из этих случаев произошли далеко на востоке в Атлантике, другие, наоборот, в полосе вод между треугольником и побережьем Соединенных Штатов Америки, третьи — в Мексиканском заливе или в Карибском море.

Площадь бермудского треугольника в его классических границах между Бермудскими островами, Майами на Флориде и Пуэрто-Рико составляет чуть более 1 млн. км2. Это солидная часть океана и соответственно морского дна и атмосферы над океаном.

Тайны бермудского треугольника

Теории бермудского треугольника.

Сторонники тайны бермудского треугольника выдвинули несколько десятков различных теорий для объяснения тех таинственных явлений, которые, по их мнению, там происходят. Эти теории включают в себя предположения о похищении судов пришельцами из космоса или жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени или разломы в пространстве и другие паранормальные причины. Другие авторы пытаются дать научное объяснение этим явлениям.

Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море — непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе бермудского треугольника, частые циклоны и штормы, большое количество отмелей, количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.

Выбросы метана

Предложено несколько теорий, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа — например, в результате распада гидрата метана на дне моря. Согласно одной из таких теорий, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых плотность понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов — например, из-за понижения плотности воздуха, которое приводит к снижению подъёмной силы и искажению показаний альтиметров. Кроме того, метан в воздухе может привести к остановке двигателей.

Экспериментальным путем была действительно подтверждена возможность достаточно быстрого (в пределах десятков секунд) затопления судна, оказавшегося на границе подобного выброса газа.

Блуждающие волны

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в бермудском треугольнике, могут быть т. н. блуждающие волны, которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.