Вишну

Вишну

Вишну (Vishnu - деятельный, от корня vish - действовать, быть деятельным) - одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (в Ригведе) В. (Вишну)  - бог солнца, олицетворение солнца как животворной силы природы, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведе призывается солнце, как верховное божество, то обыкновенно оно называется иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В эту эпоху В. (Вишну)  приписывается только один великий подвиг: в три шага он проходит все воздушное пространство, что очевидно является мифической переработкой солнца, совершающего свой дневной путь. Шаги В. (Вишну)  представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляется в гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто в Ригведе В. (Вишну)  упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают на приготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против облачного демона Вртра (Vritra).

В. (Вишну)  упоминается также часто рядом с Пушаном (Pushan - произрастающий, питающий) - тоже одним из олицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющих значительную часть содержания так называемых Брахман (Brabmanas), тоже не замечается стремление возвысить или переработать как-нибудь мифический образ В. (Вишну)  Здесь с большими подробностями рассказывается миф о хождении В. (Вишну)  по воздуху. В. (Вишну)  отождествляется с жертвой и, наконец, ему приписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечного божества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждое своего солнечного бога. Таким образом естественные всего объясняется то предпочтение, которое оказывали В. (Вишну)  племена долины Ганга. С наступлением эпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалу процесс слияния В. (Вишну)  с другими народными божествами, особенно почитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств стали впоследствии прозвищами В. (Вишну)  (Гари - Hari, Джанардана - Janardana, Васудева - Vasudeva или Пурушоттама - Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. (Вишну)  еще не встречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствии также одно из прозвищ В. (Вишну)  Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху (Svayambhu - самобытный), Таким обр. позднейший, средневековой В. (Вишну)  является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В. (Вишну) , разных местных божеств и брахманического НараяныБрахмы. Весьма вероятно, что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов, желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму, распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого и благотворного ведийского В. (Вишну)  в великое пантеистическое, верховное над всеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых веков после смерти Будды, т. е. около VI - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. (Вишну)  составляет принятие так называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие, от ava+tar = сходить). Прежде всего произошло отождествлено В. (Вишну)  с любимыми народными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой (Rama - темный, черный, красивый (из эпоса Рамаяны, которые стали представляться как воплощения В. (Вишну)  Весьма возможно, что мотивом для принятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильное оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел на землю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще более высокой степени.

Мало помалу В. (Вишну)  становится великим пантеистическим божеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. В Магабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ, заключаются все существа - его свойства, как нанизанные на шнурок драгоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее. Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он, бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных, самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душа всех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывут миры как птицы в воде; В. (Вишну)  не имеет ни начала, ни конца, он источник существования всех существ. От тысячерукого В. (Вишну) , главы и повелителя мира, произошли все существа в начале времен, с него они вернутся при конце времен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце на безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами в его теле; небесные светила - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный Брахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Магабхараты - Бхагавадшта, В. (Вишну)  представлен досягающим до неба, с массой голов, рук и глаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечное множество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности и все герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном, неизмеримом теле В. (Вишну)  Число воплощений В. (Вишну)  принимается в разное время и в разных местах различно: от десяти до двадцати.

Самые важные: 1) Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. (Вишну)  во время великого потопа превращается в рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата (Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается, способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма - A. (Kurma - черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. (Вишну)  в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море, пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы - нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта (Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. (Вишну)  в образе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демона Гираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama = Рама с топором): В. (Вишну)  уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чем прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7) Рамачхандра = А. (Ramachandras): В. (Вишну) , под видом Рамы, совершает поход на Цейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna), пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учению брахманов, есть одно из воплощений В. (Вишну)  (девятое). При этом В. (Вишну)  имел в виду истребить в конец злых и испорченных людей и демонов, которые под влиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое и последнее воплощение В. (Вишну)  - Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. Когда Мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой авторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явится снова В. (Вишну) , и век зла - Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра и совершенства - Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно с четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda - первично солнечная, жар-птица). Его супруга - Шри (Cri - красота, блеск) или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) - богиня красоты и счастья. Культ В. (Вишну)  В течение cредних веков приобретал все больше и больше значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, и миллионы его поклонников - вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют об этом.

Здесь может быть Ваша реклама!