Погадать на будущее. Гадания

Погадать, будущее, Гадания

Жребий брошен!

В древности, когда "погадать на будущее" было столь же обыкновеннным делом, как для нас - включить телевизор, чтобы узнать, какая будет погода, многие вопросы без лишней волокиты решались с помощью жребия. Древние евреи распределяли таким образом участки земли, выявляли виновного, греки заставляли тянуть жребий кандидатов на общественные должности.

Жребием же первоначально служила кость, а именно надкопытная кость ноги коровы или быка, "бабка", по-гречески astragalos. Она имеет почти кубическую форму и разные грани: одна - гладкая, другая с выемкой, третья, наоборот, с выпуклостью и т.д.

Древние верили, что форма эта не случайна, что именно при помощи этой кости можно точнее всего узнать волю богов. Однако уже во времена Иосии и Солона (VII-VI в. до н.э. говяжьи кости утратили сакральный характер, став атрибутом игры. Для игры и "жеребьевки" стали употребляться и другие, самые разные предметы - двуцветные черепки, бобы и (только что появившиеся тогда) монеты. Поэтому и словом astragalos стали обозначать любой "жребий" вне зависимости от материала, из которого он сделан.

Еще более позднее латинское alea ("жребий, игральная кость") вовсе не имело отношения к кости. Солдаты Александра Македонского и Гнея Помпея бросали уже не "бабки", а ракушки или черепки, выкрашенные с одной стороны темной, с другой - светлой краской. Так, на черепках, римские солдаты у подножия креста разыграли нешвейный хитон Иисуса.

Играть в черепки римляне научили и завоеванные народы Европы. Играя, они говорили противнику: "Des!" - "Ходи!", отсюда - французское (des), а потом и английское (dice) название игры в кости. На Востоке же, в Малой Азии, продолжали играть и в обычные "бабки". Оттуда они проникли к византийцам, а через них, вероятно, и на Pусь, став знаменитой игрой, которую помнят еще многие из наших дедушек. Византийцы первыми стали делать искусственные "кости"-кубики и вырезать на них буквы или цифры. В VII-VIII в. эта игра была уже очень распространена. У византийцев игральные кости "с надписями" заимствовали арабы.

Однако христианская церковь, завоевавшая в Европе к тому времени достаточно прочные позиции, а за нею императоры и короли принялись усиленно искоренять языческие верования и обычаи; астрологов, снотолкователей и гадателей стали преследовать, азартные игры также были запрещены во многих странах. Гадание стало делом рискованным, им занимались втайне, многое было забыто.

Лишь XI век, век раскола церкви на западную и восточную, крестовых походов, распространения магии и Каббалы, стал и веком возрождения интереса к гаданию. Византийцы вернулись к старым, еще античным способам гадания, модифицировали их и изобрели свои. Так сложилась астрагаломантия - искусство предсказания будущего по игральным костям. На их гранях писали буквы, которые при бросании складывадись в слова. Играть в кости тоже продолжали - даже активнее, чем прежде.

Крестоносцы и привезли кости в Западную Европу как новую азартную игру. Отсюда до приобретения игральными костями их современной формы оставалось уже недолго. В 1453 году пал Константинополь, в Европе наступила эпоха Возрождения. Церковные и королевские запреты на азартные игры утратили силу, и европейцы принялись играть.Именно тогда, кстати, и карты Таро (тоже не без влияния Византии) начали превращаться в обычные игральные карты.

В XV веке в кости с нанесенными на их грани шестью цифрами (точками) начала играть итальянская, а за ней французская и немецкая знать. В XVI веке игра в кости стала уже достоянием простонародья. В XVII веке на основе этой простой на вид игры зародились основы теории вероятностей (Блез Паскаль). Гадание на костях снова отступило на второй план.

Однако наибольшее распространение игра все же получила на Востоке, в пределах тогдашней Османской империи. В городах Востока в кости играли на базарах, в банях, в харчевнях и просто на улицах. Своеобразный ренессанс этой традиции мы можем наблюдать и у нас в последнее время. Сейчас на свете существует около четырех десятков различных игр, где используются только кости или кости плюс еще какие-либо предметы (доска, шашки, карты) - это не считая настольных игр с фишками, карточками и своими правилами,   перечислить которые просто невозможно.

Бросают одну, две, три, четыре и больше костей, подсчитывая очки на всех вместе или на каждой по отдельности. Для каких-либо иных целей, кроме игры, кости теперь используются редко. Лишь сравнительно недавно, уже после II мировой войны, математики стали изучать на них парадоксы теории вероятностей ("нетранзитивные кости" Б. Эфрона с необычными цифрами, например: 0, 1, 7, 8, 8, 8); возникла даже такая дисциплина, алеаторика, изучающая принципы случайного распределения величин. Любители же разного рода развлечений снова стали применять кости для гадания. Но это не было возвратом к астрагаломантии византийцев. Способы такого гадания восходят скорее к салонным играм времен кайзера Франца-Иосифа и королевы Виктории: желающим предлагается бросить кости или вытянуть костяшку домино, а потом по списку вопросов и ответов зачитывается "предсказание". Такой способ описан, например, в книге:  "The complete illustrated book of the psychic sciences" (Walter B. Gibson., New York 1966.)