Йога сновидения. Практика.

Йога сновидения. Практика.

Представляя свое место проживания в виде чистого царства, визуализируйте в пространстве перед собой, на высоком и широком троне, своего духовного учителя в аспекте Ваджрасаттвы. Размышляйте о том, что Вадж-расаттва являет собой сконцентрированную сущность всех объектов прибежища, а природа Ваджрасаттвы отражает природу вашего собственного духовного наставника. Затем подумайте про себя: «Я и все другие живые существа, испытывающие страх перед страданиями цикличного существования, стремимся к получению прибежища, и только объект прибежища знает истинную природу и может направлять меня и помочь мне достичь освобождения». Осознайте также, что все живые существа в период той или иной из ваших многочисленных жизней были вашими родителями и были добры к вам точно так же, как добры к вам ваши нынешние мать и отец, давшие вам жизнь, что они кормили и поили вас и желали вам одного лишь добра. Для того чтобы отплатить за это добро, вам следует пробудить в своих сердцах чувство всепоглощающего сострадания и любви ко всем существам и дать клятву в том, что вы лично освободите их от страданий и приведете к достижению состояния совершенного пробуждения. Примите твердое решение, что для этой цели вы будете практиковать глубинный путь йоги сновидений.
Эта древняя аналогия с добротой и любовью, которые отец или мать питают к своему ребенку, иногда оказывает несколько ошибочное воздействие на ум и сердце западного человека. Ибо многие люди ощущают обиду по отношению к родителям или у них натянутые отношения с ними сейчас, когда они стали взрослыми. Поэтому когда они слышат «все живые существа, бывшие когда-то вашими родителями» и затем «во время той или иной" жизни каждое живое существо было вашим отцом или вашей матерью, и вы должны отплатить за их доброту», они начинают думать о своей матери и своем отце, по отношению к которым в глубине души таят обиду, злость или ненависть. Это очень ошибочный подход, ведь что бы там ни произошло в годы вашего детства или даже во взрослой жизни, именно ваши родители дали вам это тело, которым вы сейчас обладаете, они дали вам вашу драгоценную жизнь. Вам следует по крайней мере подумать о том, как добры они были, вскармливая вас, когда вы были маленькими, и заботясь о вас, пока вы не достигли самостоятельности. Если бы не ваши нынешние родители, вас не было бы сейчас здесь. Когда вы начинаете испытывать агрессивные чувства по отношению к ним, вам нужно подумать: «Люблю ли я своих собственных детей?». Если у вас есть дети, какие чувства вы питаете к ним? Как вы о них заботитесь? Любовь, которую родители испытывают по отношению к детям и любовь детей к родителям является безусловной, она безмерно свята. Вы не должны осквернять ее обычными негативными ментальными состояниями.
В большинстве культур мира, особенно в Тибете, такой проблемы определенно не существует, и отношения между родителями и ребенком глубоко почитаются и рассматриваются как главный пример для развития безмерной любви к другим. Если для вас это все еще проблематично, тогда подумайте о тех, кого вы любите, о своих любимых - может это ваш друг, подруга, жена, муж - подумайте о них и о том, как добры они были к вам и что они привнесли в вашу жизнь. Затем представьте всех живых существ такими.
Теперь, концентрируясь с чистым осознанием на Ваджрасаттве в пространстве перед вами или над макушкой вашей головы, вызовите в себе состояние трепетного почтения и преданности, такого интенсивного, чтобы волосы стали дыбом или слезы начали течь из глаз сами по себе. Затем начните со всей искренностью молиться о том, чтобы у вас было много сновидений высокой ясности и чтобы вы могли осознать свои сны и обрели способность трансформировать их в необходимые переживания на благо других. Горячо молясь таким образом, в конце вам следует представить, что Ваджра-саттва, как ваш основной учитель, растворяется в свете и сливается с вами, и тогда вы сами становитесь прозрачной, ясной и пустой формой Ваджрасаттвы. Пребывая в этом состоянии сознания и не допуская отвлечений, просто сохраняйте свежее, чистое восприятие с осознанием иллюзорной природы всех видимых проявлений. На этом завершаются предварительные стадии практики йоги сновидений.
Вторая часть этой практики, собственно йога сновидений, выполняется в соответствии с вашим уровнем достижений. Каждый этап естественным образом ведет к следующему виду переживаний. Первый этап включает в себя учение об осознании сновидений. После того как вы освоите осознание снов, вы приступаете ко второму этапу, включающему тренировку по трансформации сновидений. Затем идут остальные этапы развития -тренировка погружения в единство. Каждый из этих трех этапов имеет свои стадии соответствующего развития.
Что касается первого этапа - осознания снов - он содержит две стадии, начинаясь с практики, выполняемой в дневное Бремя. Днем практикующему необходимо поддерживать постоянное состояние полноты внимания, не допуская отвлечений. Это полное внимание направлено на постоянное напоминание себе о том, что все видимые проявления, воспринимаемые нами днем, являются ничем иным, как сновидением. Переживая различные ситуации в течение дня, вы должны поддерживать непрерывное осознание «Это - сон, это - сон, я сплю, и это мне снится», и такая практика создаст необходимую привычку. Вторая стадия выполняется ночью, и вам следует строго выполнять суть наставлений. Ум должен быть достаточно силен для того, чтобы воспринять эти наставления, которые вы сейчас и получаете, и выполнить эти указания уже во время сновидения. Например, если вы видите кошмар или вам страшно во сне, ум должен осознать, что это сновидение, хотя переживание кажется абсолютно реальным.
Эта дневная тренировка именуется «поддержанием полноты внимания без отвлечения в дневное время». Вы должны понимать, что это не значит, что вы спите. Эта практика выполняется когда вы бодрствуете и заняты своими повседневными делами. Вы должны снова и снова напоминать себе, что вы уснули и видите сон, для того чтобы развить привычку сновидений высокой ясности.
После этого вы готовы начать практику в ночное время, что требует строгого соблюдения всех наставлений. Даже если вы очень хотите спать или недостаточно хорошо себя чувствуете, вам не следует стремиться заснуть сразу же. Уделите несколько секунд тому, чтобы успокоить и сосредоточить ум. Оригинальный текст гласит: «Ложись спать с решимостью осознать свои сны. Пусть действия твои будут неторопливы и спокойны. Представь в своем сердце безупречно белую букву A (А), от которого исходят разноцветные лучи света, растворяющие самсару и нирвану, и затем раствори их в А. Засыпай, сохраняя ясное видение, подобное свету луны на безупречно чистом небе. Несомненно, ты увидишь много снов, и они будут ясными».
Успокоив ум, медитируйте на гуру и вспомните доброту ламы, как было указано выше. Пребывая в состоянии искреннего почтения и преданности, продолжайте молиться следующим образом: «Пусть сегодня ночью я увижу много снов. Пусть они будут очень хорошими. Пусть я осознаю, что вижу сон. Говоря проще, пусть я осознаю свои сновидения». Удерживая эту молитву в уме в качестве своей последней мысли, вы должны постараться уснуть либо в сидячей медитационной позе (позе мудреца или риши), либо в позе, известной как «спящий снежный лев».
Медитационная поза, именуемая семиконечной позой Будды Вайрочаны: ноги перекрещены (правая сверху) в позе полного лотоса или полу-лотоса, спина прямая, руки опущены и расслаблены, правая кисть лежит на левой, подбородок слегка подобран, взгляд направлен поверх кончика носа, кончик языка касается нёба. Это положение тела должно удерживаться, пока вы не заснете естественным образом, и если после этого поза сместится, это уже не имеет значения.
Поза риши: сесть так, чтобы колени были параллельны груди, правая нога впереди левой, с которой она перекрещена, руки также перекрещены (правая сверху), локти касаются коленей, а кончики пальцев - противоположных плеч. Стопы стоят на земле.
Третий, самый популярный вариант - поза спящего снежного льва. Вы лежите на правом боку, правая кисть у вас под головой (или под подушкой), левая вытянута вдоль тела, колени согнуты и слегка подобраны. Именно в этой позе Господь Будда Шакьямуни вошел в паринир-вану.
Чрезвычайно важно не торопиться, чтобы не нарушить естественное тонкое течение энергий тела. В идеале ваша голова должна быть направлена на север, лицо обращено на запад. Вот таким образом вам следует разместить свое тело перед засыпанием. Что касается ума, то вам следует представить, что в центре физического расположения вашего сердца возникает пустая, белая буква А, сияющая ясным светом. Не забывайте удерживать чистое осознание своей природы как олицетворение исконной мудрости (божества). Позвольте своему уму сосредоточиться на этой безупречно белой букве А, удерживая её в этом уравновешенном состоянии.
В этот момент вы можете еще раз воззвать к благословению ламы, вспомнив его или ее доброту. Вдохновившись чистой верой и преданностью, еще раз выразите свое сильное стремление вспомнить и осознать свои сны, и это должно быть вашей последней мыслью. Буква А излучает радужное сияние пяти цветов, которые охватывают собой весь мир проявленного существования. Представьте, что нет ни одного такого места, куда бы не проникали её лучи. Все видимые проявления становятся подобными радужному свету пяти цветов. Осознайте, что все видимые проявления подобны сну, и что все лучи света и их сплетения - не что иное, как сновидение. Затем представьте, что лучи света растворяют все видимые проявления самсары и нирваны, превращая их в мерцающий свет, подобный сну. После этого представьте, что все видимые проявления, имеющие форму мерцающего света, начинают втягиваться обратно, поглощаясь и растворяясь в букве А в вашем сердце. Затем полностью сконцентрируйтесь на одной лишь букве А, которая видится как сияющий образ луны, восходящей в ясном небе. В этот момент ум концентрируется лишь на букве А, не привязываясь, а просто осознавая. Заснув таким образом, вы увидите много ясных снов и осознаете свои сны. Сразу же после начала сновидения или в его середине вы подумаете: «Это сон».
Как только вы осознаете свои сны, могут произойти переживания двух видов. Первое переживание - это осознание так называемого мягкого сновидения. У вас возникает мысль «Это сон», после чего следует много периодов глубокого сна. Осознание жесткого сновидения -второй вид переживания - включает в себя видение кошмаров, таких как падение с обрыва или преследование диким животным или свирепой собакой, но вы все же осознаете, что это сон. Это то, что именуется осознанием жесткого или грубого сновидения.
Если вам не удалось осознать сновидение, то проснувшись, размышляйте так: «В сумерках (или в другое время, когда это произошло) я видел такой сон, но я не осознал его должным образом». Затем вам следует направить взгляд вперед и медитировать на иллюзорности всех феноменальных проявлений, точно так же, как вы делали раньше, и вам следует снова исполниться глубокой решимости. Размышляйте так: «Теперь я обязательно осознаю свои сновидения, не допуская отвлечений». Затем, так же, как и ранее, используя описанные методы, засыпайте и попытайтесь еще раз достичь осознания снов.
Если случится так, что вы по-прежнему не можете осознать сновидение, тогда вам нужно попробовать следующее.
Можно выделить три различных периода утреннего времени: первый свет утренней зари, заря и восход солнца. Во время одного из этих периодов, когда вы можете после пробуждения заснуть еще раз, займите какую-нибудь описанную выше позу и медитируйте на букве А в вашем сердце, то есть проделайте всю процедуру снова. Вызовите в себе очень сильную решимость в том, что вы обязательно осознаете свое сновидение.
Говоря кратко, если вы все же не можете осознать свои сны после многочисленных попыток, тогда попытайтесь использовать любой из этих трех периодов времени. Не забывайте также о трех физических позах. Медитация остается одной и той же во всех случаях. Самое важное, что следует иметь в виду, - это удержание осознания буквы А, не допуская привязанности, и засыпание в этом состоянии, не позволяя никаким другим мыслям вмешиваться. Вы должны попытаться уснуть прежде, чем произойдет ментальное отвлечение. Благодаря постоянным, ничем не отвлекаемым усилиям и удержанию осознания того, что природа феноменальных проявлений, воспринимаемых в дневное время, подобна сновидению, грубые видимые проявления состояния бодрствования при засыпании исчезнут. Это ключевой момент: поддержание такого осознания в дневное время, которое приведет к исчезновению грубых видимых проявлений, и вы таким образом будете засыпать без вмешательства обычных грубых постоянно меняющихся мыслей. Прежде чем вы впадете в состояние глубокого сна, будут возникать так называемые промежуточные мысли между засыпанием и переживанием сновидения. До того, как вы действительно заснете, и пока вы находитесь в процессе засыпания, мысли все еще возникают, и слышатся отдаленные звуки. Вы ощущаете, что тело становится оцепеневшим, и как бы вдавливаетесь в темноту. Также вы ощущаете, что по мере расслабления дыхание углубляется. Сразу же вслед за этим наступает ощущение онемения в точке между глазами. И в этот момент вы начинаете воспринимать смутные образы людей, животных, окружающей обстановки или других объектов, создавших ментальные отпечатки в вашем уме. Эти смутные ментальные впечатления и являются причиной сновидений. Сон, который вы увидите, возникает в результате этих впечатлений. Если вы осознаете это, то у вас есть шанс осознать сновидение, что подобно точному продеванию нити сквозь игольное ушко, и вы немедленно войдете в сновидение и осознаете его.
Это именуется бардо или промежуточным, переходным периодом, поскольку когда начинает возникать сновидение, ваше состояние сознания переходит от бодрствования к сновидению. Последними признаками, указывающими на это, являются смутные образы, ощущение оцепенения и онемения и т. д. - как описано выше. Особенно показательны смутные ментальные впечатления, которые затем неконтролируемо переходят в сновидение, что напоминает вдевание нити в иголку. Этот процесс почти идентичен стадиям растворения, имеющим место, когда промежуточное состояние вашего нынешнего рождения переходит в момент смерти. Момент смерти идентичен засыпанию в том, что также слышатся слабые звуки, тело становится оцепеневшим, ментальные впечатления смутные и неясные. Хотя вы можете быть окружены людьми во время приближения момента смерти, ум больше не в состоянии схватывать угасающие объективные проявления этой жизни. И затем вы входите в момент смерти.
Если вы способны перейти в сновидение путем переноса ума от смутных ментальных впечатлений в состояние сновидения посредством осознания того, что именно они являются причиной сновидений, то вы сможете осознать и это сновидение. Важно в этот момент не открыть глаза и не оказаться отвлеченным процессом угасания состояния бодрствования. Если вы оказываетесь пробужденным, то данный процесс прекращается, и вы больше не можете продолжать переход в переживание промежуточного состояния сновидения. Полезно также запечатать все нижние отверстия тела и поднять энергию вверх по телу, удерживая глаза закрытыми и переживая сновидение, свободное от рассеивания.
Человек, обладающий достаточными способностями, сможет выполнять практику должным образом и получить ее результаты. Однако, если вы видите, что все еще не в состоянии осознать свои сны, это значит, что вы подвержены рассеиванию. Согласно данной практике, существует четыре различных состояния рассеивания. Первое - пустое рассеивание, при котором вы не расположены к сновидению и таким образом не видите снов. Так что нечего и осознавать. Это создает определенную проблему, ибо в этом случае вы не можете тренироваться в данной практике. Обычно это является признаком того, что ум настолько рассеян и несобран, что в тот момент, когда возникает сновидение, его нельзя сконцентрировать. Второй вид - встревоженное рассеивание, при котором вы имеете много сновидений, но не можете осознать их, поскольку ум очень беспокоен. Третий вид - рассеивание пробуждения, когда вы просыпаетесь сразу же, как только осознали сновидение. В тот момент, как вы осознали, что это сон, вы пробуждаетесь, и это не дает вам возможности тренироваться дальше. И четвертый вид - летаргическое рассеивание при осознании сна - ум теряется в сновидении и оказывается в замешательстве. В этом случае ум настолько вял и инертен либо подвержен иллюзии, что, хотя вы и осознаете сон, он просто продолжается, а вы впадаете в обычное состояние сновидения, и такое замешательство не дает вам выполнять практику.
Если вы замечаете у себя привычку, при которой начинает возникать или возобновляться одно из этих четырех рассеиваний, вам необходимо получить практические указания по тому, как устранить эту привычку рассеивания. Такие практические наставления можно получить лишь лично из уст опытного учителя. Чрезвычайно важно заняться поисками такого наставника, если возникает необходимость.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 »

« Тайна Пирамид. | Техника – «Интуитивные ответы» »