Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога Нидра.

Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога Нидра.

Рождение йога нидры

Около 35 лет назад, когда я еще жил в Ришикеше с моим гуру Свами Шиванандой, мне было поручено по ночам охранять ашрам. Я должен был бодрствовать всю ночь, пока не придет Учитель, но обычно к 3 часам я засыпал, а к 6 просыпался, а тем временем ученики пробуждались к 4 часам, принимали омовение и начинали распевать мантры, которых я не мог слышать, т.к. крепко спал. Однажды в ашраме было большое торжество, на которое пригласили учеников из санскритской школы, чтобы они пропели свои мантры. И вдруг во время их пения я почувствовал, что эти мантры мне знакомы: чем больше я слушал, тем больше убеждался в том, что я их знаю! Но - откуда? Где я мог слышать эти знакомые вибрации?.. И я обратился за помощью к Учителю, который мне разъяснил, что эти мантры воспринимало и усваивало мое тонкое тело в то время, когда я крепко спал. Это меня буквально ошеломило, т.к. я знал, что знания усваиваются лишь в состоянии бодрствования посредством внешнего восприятия. Так родилась йога нидра, новые открытия и новый опыт. Впоследствии я убедился в том, что сон вовсе не является абсолютно бессознательным состоянием, - скорее, это состояние потенциальной осознанности, которая постоянно дремлет в каждом из нас и готова отреагировать на внешнюю ситуацию. Это означает, что при помощи особой тренировки можно плодотворно использовать это состояние.

Тантрические истоки

После своего неожиданного открытия я стал пристально изучать тантрические тексты, надеясь извлечь практическую пользу для нашего времени. Я перепробовал много важных и малоизвестных практик, но после долгих поисков все же решил сконструировать новую систему, которую назвал йога нидрой, квинтэссенцией всех этих практик или наукой, не отягощенной сложными ритуалами. Характерная черта йога нидры - постоянная ротация (вращение) сознания в теле согласно тантрической практике ньяса, т.е. фиксация сознания в определенной точке. Ньяса практикуется в сидячей позе, требует использование специальных мантр, которые перемещают и ощущают в различных частях тела. Вначале называется часть тела, затем она визуализируется и к ней прикасаются рукой и наконец, туда перемещается мантра. Ньяса обычно использовалась в тантрических ритуальных практиках для освящения физического тела и проникновения в него при помощи внушения высшего божественного сознания. Так, например, Ангуштади-шаданга-ньяса использовалась для перемещения мантр по руке в такой последовательности:
Большой палец - храмангуштабхьям намаха
Указательный - хрим тарджьянибхьям сваха
Средний - хрум мадхьямабхьям вашат
Безымянный - храйм анамикабхьям вашат
Мизинец - храум каништхабхьям вашат
Ладонь и тыльная часть руки - храх караталаприштабхьям пхат.

Точно так же определенные мантры перемещались по различным частям тела и в Хридайи-шаданга-ньясе. Ныне йога нидра обрела современный облик и может использоваться даже теми, кто еще не знаком с санскритскими мантрами и ритуалами, и тем не менее способен понять традиционную ньясу независимо от того, к какой культуре он принадлежит, какая у него раса, язык или вера. Эту практику я назвал "йогическим сном", но впоследствии переименовал в йога нидру, ибо йога нидра является йога нидрой, как бы ее ни называть.

Мои эксперименты

Прежде, чем йога нидра нашла свое место под солнцем, мне пришлось испытать ее на себе, эльзасском доге, на моих учениках и добровольцах. Суть моих экспериментов заключалась в том, что я произносил вслух различную информацию, пока мои "клиенты" спали. Особенно мне запомнился эксперимент с одним маленьким мальчиком, который пришел в мой ашрам и заявил, что ОН хочет стать саньясином. Я пытался убедить его, что ему сначала надо окончить школу, но он упорно настаивал на своем... О, это было весьма непослушное и избалованное существо. Он то и дело портил и разбивал что-нибудь, беспокоил окружающих, провоцировал конфликты. Он так накалил атмосферу в ашраме, что я решил испытать на нем йога нидру.

Дождавшись пока он уснет, я в течение трех минут читал над ним 15 главу Бхагавад гиты, а после его пробуждения вновь прочитывал те же места, предлагая ему мысленно повторить их. Через неделю он уже мог декламировать всю главу. Так как мой опыт удался, я решил работать и с другими текстами, вовлекая его в изучение Шримад Бхагаватам, Упанишад, Библии, Корана, английского, хинди и санскрита. Сейчас этому юноше уже 21 год и направил его в США, т.к. он говорит на 11 языках, пишет и читает по-английски лучше меня, хотя никогда не посещал школы. Всему этому он научился в тот двухлетний период, когда информация усваивалась посредством йога нидры, о которой он даже и не подозревал. Еще один пример. Однажды я проводил сеанс йога нидры с 30 практикантами, из которых по крайней мере 10 уснули и громко храпели. Выбрав удобный момент, я мысленно всем приказал: "Когда я скажу: ХАРИ ОМ ТАТ CAT - вы должны проснуться". Этот приказ я опять же мысленно повторил дважды. Когда сеанс йога нидры заканчивался, я про себя произнес: ХАРИ ОМ ТАТ CAT - и все внезапно проснулись! Вот тут-то и кроется самое главное: даже во время глубокого сна наша сущность бодрствует и сознает. Таким образом, т.н. глубокий сон вовсе не является сном по существу. Быть может, это состояние является наиболее подходящим для изучения и усвоения вследствие его бдительной природы и потенциальной осознанности. Именно для этого и предназначена йога нидра.

Секрет внушаемости ума

Как развить в себе внушаемость, если ум почти постоянно активен, что-то анализирует, принимает или отвергает, если он обусловлен природой наших чувств и способностью логически мыслить? Даже во сне он не оставляет нас в покое своим мифотворчеством. Как же обуздать этого дикого мустанга? И возможно ли это? Да, возможно при помощи йога нидры. Эта практика способна сбалансировать беспокойный ум. Но каким образом? Посредством психофизической релаксации. Это состояние нельзя назвать ни бодрствованием, ни глубоким сном, - скорее всего, это некое сумеречное промежуточное состояние между ними, когда все наше существо освобождается от всякой напряженности и становится проницаемым даже для таких тонких энергий, как энергия мысли. Здесь включается уже иная система, система нашего подсознания, которое не способно анализировать, сопоставлять или отвергать. Все, что входит в эту сферу, любое впечатление, прорастает и дает плоды, расширяя возможности нашего существа. Вот почему нет нужды беспокоиться, если вы заснули в йога нидре: и хотя это для вас полезно, постарайтесь все-таки не засыпать, ибо . сон - это уже не йога нидра. Предположим, что вы включили магнитофон и легли спать. Магнитофон предлагает вам информацию, но вы уже спите и не слышите ее. После вашего пробуждения включите опять магнитофон и внимательно прослушайте прежнюю запись, которую вы не слышали. Сейчас вы перебрасываете мостик между сознанием и подсознанием. Именно этот метод широко используется для изучения языков. Так можно изучить все. Если вы желаете избавиться от определенных привычек, посейте в почву подсознания семена иных желаний и тогда они взойдут над почвой сознания. Эта наука йогической самотрансформации особенно актуальна в наше время, ибо семена, посеянные сегодня, дадут завтра обильные всходы.

Гипнойогическое состояние

Как уже говорилось выше, сознание, погруженное в йога нидру, покоится между сном и бодрствованием. Современная психология определяет это состояние как гипнойогическое, т.е. предшествующее засыпанию. Я же называю это состояние гип-найогическим, а если проще - йога нидрой, когда ум становится исключительно восприимчивым и к изучению языков, и к усвоению различной информации, и к устранению вредных привычек, и, наконец, к реконструкции характера в целом. Совершенно очевидно, что йога нидру можно и нужно использовать для расширения и совершенствования наших возможностей, как это успешно делают с незапамятных времен великие йоги и свами, достигшие сверхчеловеческих способностей. Йога нидра извлекает интуицию из недр подсознания, подлинного источника художественного, поэтического и научного вдохновения. Благодаря этому источнику лауреат Нобелевской премии Нильс Бор открыл знаменитую планетарную структуру атома, Альберт Эйнштейн -теорию относительности, а Кекул - молекулярную структуру бензина. Интуитивные подсказки йога нидры могут помочь каждому найти в себе самом ответы на все вопросы. Кто в себе обнаружил подлинную и цельную природу, тот может жить полнокровной и осмысленной жизнью в любом окружении. Это и есть т.н. "открытие третьего глаза", которое овладевает сознанием человека независимо от того, насколько человек был обусловлен запретами, комплексами и предрассудками. С этих пор нет больше расщепленного сознания, а есть цельная человеческая личность, пропитанная божественным сознанием. Об этом хорошо сказано в Трипура Рахасья:

Кто понимает, где ему искать свою подлинную природу, тот проникнет умиротворенным взором к корню сознания, которое представляет единое целое с мирозданием во всем его многообразии. Такое однонаправленное сознание нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием. Оно пропитано собственной сущностью, которая есть сама Абсолютная Реальность. Здесь нет заблуждений.

ТЕОРИЯ

ИСКУССТВО РЕЛАКСАЦИИ

За последние сто лет в нашей повседневной жизни произошли значительные изменения. Современная социальная обстановка весьма существенно отличается от древнего уклада жизни. Сегодня энергия растрачивается на всех уровнях бытия. Равновесие утрачено. Люди поглощены погоней за материальными благами. Моральная деградация и преступность, смертность и болезни распространяются как метастазы по всей планете. И хотя медицинская наука избавила мир от эпидемий прошлого, сегодня люди изнемогают от новой эпидемии, эпидемии стресса, источника всевозможных расстройств и неспособности адаптироваться в условиях бешеного ритма современной жизни. Такие психосоматические болезни, как диабет, гипертония, мигрень, астма, кожные воспаления и пищеварительные проблемы являются следствием накопившихся психофизических напряжений. Главные причины смерти от рака, инфаркта и инсульта в развитых странах .. также следует искать в перенапряжении. Медицинская наука энергично борется с этими проблемами, но по существу врачи не могут обеспечить человека здоровьем, потому что все их усилия направлены на устранение следствий, в то время как причина остается незатронутой, ибо ее следует искать не в теле, а в идеалах человека, в природе его мышления и чувств. Откуда появится гармония в теле и в уме, если энергия небрежно растрачивается, а идеалами разбрасываются. Сегодня не голод и не бедность, не наркомания и не войны являются международными проблемами, - все это следствия, ищите подлинную причину в постоянном напряжении и перенапряжении. Если вы освободитесь от напряжений, то решите ваши жизненные проблемы, устраните перекос энергий и уравновесите их, а это означает, что вы сможете контролировать свои эмоции, гнев и вожделения, т.е. упредить болезни сердца, высокое кровяное давление, лейкемию, грудную жабу и прочие недуги.

Тройное напряжение

Перенапрягаете ли вы свой мозг или не очень обременяете его - вы накапливаете напряжения. Устаете ли вы физически или бездельничаете - вы накапливаете напряжения. Крепко ли вы спите или вас мучает бессонница - вы накапливаете напряжения. Едите ли вы кислотную, щелочную или вегетарианскую пищу -вы накапливаете напряжения. Вся совокупность этих напряжений обуславливает человеческую природу, накапливаясь в мышечной, эмоциональной и психической сферах. Йога рассматривает весь комплекс этих напряжений как единое поле: напряженный ум осложняет работу желудочно-кишечного тракта, который в свою очередь приводит к расстройству всего организма. Таков порочный круг сцепления причин и следствий. Вот почему йога нацелена на общее освобождение от всех напряжений, ибо накопление субъективных напряжений неизбежно приводит к коллективным напряжениям, к неурядицам в семейной жизни, к социальным конфликтам и к войнам... Сегодня даже религиозные вероучения не способны внести мир в душу человека, а государственные законы, полиция и армия не в силах установить гармонию между людьми. А между тем йогические тексты на протяжении тысячелетий твердят, что мира следует искать не снаружи, а внутри человека. Поэтому если мы действительно хотим жить в гармоничной вселенной, нам необходимо научиться искусству снятия напряжений, постичь мудрую науку расслабления тела и ума. Как йогическая философия, так и современная психология выделяют три основных типа напряжений, которые влекут современный мир к агонии: мышечные, эмоциональные и умственные. Систематические занятия йога нидрой способны полностью устранить их. Мышечные напряжения вызывают нарушения равновесия в теле, а также в нервной и эндокринной системах и легко устраняются глубоким психическим расслаблением в йога нидре. Эмоциональные напряжения проистекают из таких двойственных состояний, как любовь-ненависть, удача-провал, достаток-бедность, счастье-беда и их устранить уже труднее, потому что мы не умеем свободно и откровенно выражать свои эмоции, сдерживаем их, душим в себе, отчего напряженность лишь усиливается и укореняется. Освободиться от этих комплексов при помощи обычного сна или расслабления уже невозможно. Здесь уже необходим такой эффективный метод, как йога нидра, которая может полностью снять эмоциональные нагрузки. Умственные напряжения - результат чрезмерной ментальной активности, водоворота фантазий, смятений и сомнений. В течение всей нашей жизни сознание регистрирует различные впечатления и складирует их в ментальных хранилищах. Иногда эти энергии вырываются наружу, воздействуя на наше тело, ум и поведение. И каждый раз, когда мы грустим или раздражаемся, мы склонны искать причину вне нас.

Йога нидра предлагает вам свою помощь: она проникнет вместе с вами в ваше подсознание и избавит вас от напряженно-стей, шаг за шагом восстанавливая утраченную гармонию.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 »

« Энергетическое здоровье. Мирзакарим Норбеков, Юрий Хван. | Точка Сборки. Ключ к магии — в осознании тайны точки сборки. »