Мир Станислава Грофа.

Мир Станислава Грофа.

Многое из того, что я получил, и я знаю, что это получил, обучаясь у Станислава Грофа, многое не вошло в его книги. Я вижу, как тщетно слово, я вижу, как трудно даже такому мастеру выразить то, что он делает. Очень многое оказывается неотделимо от личности. Мой друг, Александр Неклесса вводит понятие восьмимерной матрицы знания и вам, как студентам это небесполезно будет знать. Я немного отвлекусь, чтобы пояснить эту тему. В каждом человек, в каждом мастере существует нечто неотделимое от его мастерства от его судьбы, почему всегда необходимо идти как можно ближе к источникам и учиться у мастеров. В чем смысл восточной линии преемственности? Учитесь всегда у мастера, который учился у мастера, который учился у основателя, скажем, кунг-фу, рэйки, каратэ, у основателя такой-то школы тибетского Буддизма, у зеленого Кутуба, у пророка Мохамеда и т. д. Вот линия преемственности. Того, как Игнатий Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа. Или как святые отцы, подвижники церкви и апостолы повторили данный подвиг. Стремление к первоисточнику. Что это за магическое знание, что это за матрица, которую можно получить только тогда, когда вы восходите к первоисточнику, и которую никогда не отпечатать или отпечатается почти неразличимо, если вы учитесь из книг или учитесь как-то вторично.

Позвольте мне все-таки ввести эту восьмимерную матрицу знания. Мы можем разбить знания по нескольким критериям, это простая схема, но она позволяет нам очень многое понять. Знания бывают рациональные и иррациональные. Это очень просто. Что-то мы понимаем своим рассудком, что-то не понимаем, не ухватываем в наших обычных схемах и говорим, что это непонятно, это невразумительно, это необъяснимо, это неописуемо. Знания бывают явные и неявные. Явные знания, когда я чем-то владею, я знаю, что я этим владею, я научилися, сдал экзамены по этому. И неявные знания, которые актуализируются в запрос на какую-то ситуацию. Меня бросили в воду, и я наконец-то узнаю, что я умею плавать. Плаваю в этом неведомом океане, плаваю в этом неведомом мире. У меня есть эти знания и я могу их развить. Знание, которое ранее было латентным или архетипическим, оно всплывает. Или оно рождается в момент запроса. Знание неявное. Я даже не подозревал, что оно у меня имеется. И наконец, знания можно определить, как отчуждаемые, передаваемые, как я передаю вам сейчас свой опыт, осознавая поцесс этой передачи. Зная и совершенствуя свое мастерство. И знания бывают неотчуждаемые. То есть то знание, которое не смотря ни на какие мои усилия я не могу вам передать, как не может передать свой опыт, свой талант, свое состояние просветления Будда, как не может передать свой талант живописца Сальвадор Дали, и талант пианиста Антон Рубинщтейн. Это относится к неотчуждаемому знанию. И в каждом из нас есть слой знания уникальных свойств, который не отчуждаем от нас как живых, не отчуждаем от нашей уникальности. Может эта неотчуждаемость и составляет ядро того, что называется личностью в христианском смысле. Здесь она уводит в эту бездну и в эти тайны.

Из этих трех двоичных классификаций грубых знаний можем получить восемь видов знания. Комбинируем рациональное, отчуждаемое и явное. Два в степени три. Всего восемь возможностей. Обычное знание- рациональное отчуждаемое, явное. Это знание составляет корпус того, что называют научным знанием. Если вы у меня под супервизорством обучаетесь психотерапии, то я формирую в вас некоторые моменты, формирую вашу чувствительность и умение. И здесь я работаю со многими невербальными компонентами, нерациональными компонентами. Они становятся рациональными постфактум. Но в процессе овладения это иррациональные знания. Это скорее мембрана между знаниями. Я развел их жестко, чтобы дать основную идею. Так вот, если мы глянем на современный мир, то эта наука, которая являлась определенного рода стандартом, но у нас еще семь других типов знания. В экстремальных ситуациях мы оперируем экстремальными типами знаний. Когда Дон Хуан говорит о тонале и нагвале, так вот нагваль - это знание иррациональное, неотчуждаемое, как знание, а не как некий мир нагваля. И знание неявное. Никто не знает, что там произойдет. Неведомое, неисповедимое. Я ввел вам это понятие, чтобы вы и на рациональном уровене поняли, что здесь мы во многом имеем дело с неотчуждаемыми вещами. Я своим студентам пытаюсь рассказать о том, о чем Гроф не рассказывает в своих книгах, пытаясь разгадать загадку этого мира. Второй - это видится извне. Я со своим философским образованием, со своей историей, со своим высшим образованием могу заметить что-то и выразить в словах, и может быть более артикулированно, чем у Грофа вскользь. Это обычная ситуация в нашем мире. Но Гроф владеет намного лучше меня тем, о чем я говорю. В этом также свои парадоксы.

Итак Гроф принадлежит к тем землянам, которые прокладывают путь в неведомое. То, что возможно станет для нас жизнью в будущем в XXI веке. Это великие следопыты будущего мира. Я пытаюсь передать вам самое глубокое, интуитивное ощущение от значимости этой работы, от этого мира. Теренс Маккена является для меня в другой области таким же гениальным визионером, который также странным образом, занимаясь маргинальными практиками, исследованием мира растительных галюциногенов, также прокладывает новые неведомые дороги к миру. Хотя в США очень строги законы в отношении наркотиков и по отношению к наркоманам, тем не менее над Теренсом Маккеной и Грофом лежит какая-то длань ангела хранителя, крыло защиты. В обыденном состоянии сознания справедлива одна наука: европейская наука, картезианская наука. Если я нахожусь в необычном состоянии сознания, в расширенном состоянии сознания, там действует иная логика, иные доказательства и иная наука. И там речь идет на ином языке. Как на ином языке переживания, так и на ином языке психотерапии. И этот вопрос, эта перчатка, пятый вопрос Грофа, он является фундаментальным. Он подкапывается под самые основы академической науки, под самые основы психотерапии.

Не секрет, что многие вещи у нас основаны на том, что мы контролируем свою способность выживания.

« 1 2 3 4 5 6 7 »

« Перевоплощение душ. | Холотропное дыхание. »